Если приступаешь к какому-нибудь делу и не видишь в нем соизволения воли Божией, ни в коем случае не делай его.
Антоний Великий
Начал свою работу официальный сайт новообразованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии- .На сайте вы найдете информацию о правящем архиерее Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии, храмах, благочиниях и монастырях, новости епархиальной жизни,истории Православия в Северо-Восточном Казахстане-

Иеромонах Марк, насельник Раифского монастыря: «Я молюсь обо всех, кто просит об этом»

o_-Mark1.gif

В Раифском Богородицком монастыре под Зеленодольском, что в Казанской епархии, самарские паломники с теплохода «Алексей Толстой» первым делом выстроились к чудотворной Грузинской иконе Божией Матери.А потом мы, испросив благословения у наместника обители Архимандрита Всеволода (Захарова), встретились с одним из старейших насельников обители, иеромонахом Марком (Гоголашвили). В последние годы к нему приезжают за духовным советом и молитвами многие верующие не только из ближних городов и сел, но и из Самары, из разных епархий. Иные считают его духоносным старцем, другие более осторожны в оценке. Надо ли вообще искать старцев (и остались ли еще старцы, равные по духу приснопамятным схиигумену Иерониму или протоиерею Иоанну Букоткину…), ехать за тридевять земель, если в родных краях стоят Божии храмы, совершается Богослужение - мнения по этому вопросу доводилось слышать разные…
В голосе отца Марка едва уловим южный акцент. Потом уже я узнала, что по национальности он грузин, но в последние годы подвизается в России, в Раифском монастыре. Спрашиваю иеромонаха Марка:

- Вы давно в монашестве?

- Без малого шестнадцать лет. А до этого был журналистом, работал на телевидении.

- Как вы считаете, современные средства связи - телевидение, интернет - могут быть богоугодным делом?
-  Обязательно! В государстве сейчас нет идеологии, почему-то некоторые наши политики считают, что государству идеология не нужна. Наверное, это кому-то удобно, потому что рыбу легче ловить в мутной воде. Но без идеологии ничего нельзя построить - ни государство, ни семью, ни свою собственную жизнь. Единственная известная мне идеология, на которой можно строить прочно - Христианство! Люди тянутся к этой идеологии, поэтому и идут в храм. Но храм есть храм. А в повседневной жизни есть еще и телевидение, есть интернет - все это при правильном отношении помогает людям. И телевидение, и интернет можно ведь по-разному использовать. Мы его используем для проповеди, для общения с духовными чадами. Вот я только что общался через интернет со своим духовным чадом, который находится в Осло, в столице Норвегии. Православные средства информации - это огромная помощь священству и мирянам.
Люди едут и пишут отовсюду. Белым священникам, конечно, намного сложнее. У них не всегда хватает времени на общение с духовными чадами, потому что и приход, и административные дела, и требы, и семья... Поэтому они ограничивают себя, что совершенно естественно. Но мы, монахи, просто не имеем права отказывать, если кто-то просится в духовные чада, как я могу сказать нет? Как могу, как Бог дает, так и стараюсь наставлять их.

- С чем особенно часто обращаются к вам люди, что больше всего их тревожит?
- Чаще всего с семейными проблемами... А это очень широкий круг. Люди сейчас нередко даже не осознают, ради чего они создают семью. А супружество это не только общие радости, но гораздо больше - совместный труд. И начинается: власть не могут поделить, любовь куда-то уходит...
Когда люди приходят ко мне с такими проблемами, я призываю их жить по Священному Писанию. А там четко написано: жена да убоится мужа (то есть да будет ему послушна), и что жена и муж едины, кого Бог сочетал, никто да не разлучит. И если возникают разногласия, они должны решать их с Богом. В храме, в беседе с духовником, через его наставление, окормление, через исповедь, да и вне храма - в выполнении Десяти заповедей. И тогда браки будут долговечны. В дореволюционной России браки чаще всего заключались на основе Православной традиции, то есть по «брачному кодексу» Господа нашего Иисуса Христа.
Сейчас понятия семьи и брака нередко подменяют совместным ведением хозяйства или простым сожительством, но это не брак, а всего лишь имитация брака.

- Как получилось, что вы приняли монашество?
- В монашество каждый приходит своим путем. Одни идут от неустройства, другие потому что не мыслят своей жизни без этого служения... Господь каждого приводит своим путем к спасению. Господь каждому приготовил венцы, и венцов этих много. И в миру, и в монашестве. Только спасайся!.. Берите эти венцы! Но монашеские венцы не все могут взять. К нам многие приходили, но выдержали не все. И на сегодняшний день этот отбор идет. Но на все воля  Божия! И мы молимся за всех подвизающихся, а там - как воля Божия будет.

- Вы давно в Раифе?
- Восстановление монастыря началось в 1991 году, а я пришел сюда в 1994-м. Но до этого я два года проходил послушание в обителях Грузинской Православной Церкви. У нас без благословения Патриарха никто не может надеть подрясник. По благословению Патриарха я пришел в Зедазенский монастырь, в шестнадцати километрах от Тбилиси. Потом был еще ряд монастырей, и уже затем я пришел в Раифу.

- Из Грузии - к Грузинской иконе Божией Матери?

- Да, такой вот путь. Так привела Богородица сюда.

- И недавние события, наверное, были особенно печальны для вас?
- Нет, я, наоборот, радуюсь тому, что наконец-то грузин начали призывать к порядку. То, что делает Саакашвили, недопустимо! Я - да, за территориальную целостность Грузии, но не такими путями! Не военным и политическим противостоянием.

- Вы чувствуете молитвенную поддержку монахов, которые прежде подвизались в этой обители?
- Без этих монашеских молитв, без их огромной молитвенной помощи монастырь не мог бы быть восстановлен. Потому что те монахи, которые до нас тут  были, естественно, молятся. И мы чувствуем их молитвы. И мы ежедневно и ежечасно молимся о них.
Я сам чувствую молитвенную помощь своего духовника, отца Макария в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Ну и часто я слышу, как мои чада благодарят меня за молитвы. Мне трудно судить, как помогают и помогают ли мои молитвы, но я молюсь обо всех, кто просит об этом. Я никогда ничего не прошу у Господа кроме здравия духовного и телесного и всегда добавляю: «Да будет по воле Твоей Святой, Боже!» Потому что я человек грешнее грешных, и как я могу определить, что полезно или неполезно моему  духовному чаду? Господь определяет. Для нас должна быть примером молитва Господа в Гефсиманском Саду: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39). Так и мы должны молиться: «Пусть все будет по воле Твоей, но не так, как я того желаю. Потому что Ты раньше меня знаешь нужды мои, и тревоги мои. Только Ты можешь меня защитить и наставить».

- А вы часто бываете на Святой Горе?
-  За годы своего монашества я был на Афоне восемь раз. Через два года или в год раз я езжу к своему  духовнику отцу Макарию, на генеральную исповедь, наставление и Причастие.  Ну а там отец Макарий мне больше трех дней не разрешает оставаться в монастыре, и я должен обойти все обители Афона, приложиться к святыням, к чудотворным иконам. И потом уже я возвращаюсь в Раифу.

- По Афону ходите пешочком?
- Естественно! По тропиночкам, по горным дорожкам из монастыря в монастырь. Иногда монахи подвезут до какого-нибудь монастыря. Но это редко бывает. 

- Что для вас значит Афон?

- Афон...  Это так сразу и не скажешь. Потому что это такая огромная сила, духовная мощь. Общение с афонскими монахами - это даже трудно сказать, словами не описать. После возвращения с Афона чувствуешь себя совершенно иным. Это огромная, огромная сила, о которой рассказать или описать ее совершенно невозможно! И эта афонская молитва помогает потом, уже после возвращения, укрепляет в служении Богу.
…В нескольких шагах от скамеечки, где иеромонах Марк давал интервью, паломница с нашего теплохода нетерпеливо переминалась с ноги на ногу, ожидая, когда же отец Марк сможет принять ее. Время, отпущенное на посещение Раифы, неумолимо таяло, а ей так нужно было рассказать духовному отцу о своей печали, попросить молитв… И мы закончили разговор. А более полное представление о духовном мире иеромонаха Марка я смогла составить позднее, прочитав текст его проповеди.

«Любовь, ты есть!..»

Я всю жизнь искал Любовь, и всегда там, где ее не было, нет и быть не могло. Теперь я нашел ее. Я точно знаю, что Любовь живет в моем серд-це, в сердцах очень многих людей, которые, подобно мне, искали ее и нашли. Конечно же, на Земле больше людей, которые находятся в поисках этой Любви.
Любовь, ты есть! Тебя можно увидеть, можно потрогать, можно почувствовать, и вдруг внезапно ощутить тебя.
Ты в шепоте листвы. В глазах ребенка, в паутинке, усеянной утренней росой, в слабой улыбке больного человека, в свернувшейся колечком на моих коленях кошке, в протянутой для помощи руке человеку, животному, сломанному растению. Я чувствую тебя, Любовь, в счастливой улыбке любящего и любимого человека, в дружеском рукопожатии, в поцелуе матери, детей, друзей. Я ношу тебя в своем сердце и буду носить до той поры, пока оно бьется. А когда оно перестанет биться, и тогда вся моя душа будет пронизана тобой - Любовь. Потому что я нашел твой источник. Ты струишься из глаз Господа моего Иисуса Христа, из Его сердца, из Святой и Пречистой Его Крови, пролитой за грехи мои. Я благодарю Господа за то, что Он приобщил меня к тебе. Ты - Любовь - никогда не покидаешь меня, это я по греховной сущности оставляю тебя. Ты вечна и ты безконечна.
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Так утверждает Апостол Иоанн, и верою мы принимаем это как руководство в нашей Христианской жизни. Но о какой любви говорит Апостол и какую любовь искал я? О Божеской любви, абсолютной любви, любви без корысти. Такова ли наша любовь к Богу, к родным и близким, к друзьям нашим, ко всем, с кем мы встречаемся в нашей повседневной жизни? А посему обращаюсь я к вам, всем тем, кто стремится жить Христианской жизнью. К тем, кто стремится жить по заповедям Господним.
Для этого прежде всего исполним главную заповедь Господа нашего Иисуса Христа: «И возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! 

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12, 30-31). Как же нам возлюбить Бога, так же как и Он нас возлюбил, не требуя от нас ничего взамен, совершенно без корысти, приняв на Себя муки и страдания поношения, распятия и смерти, для того чтобы мы через Него имели бы Жизнь Вечную. Благодать. Дар от Бога, нами совершенно незаслуженный.
Первое и самое прекрасное проявление безкорыстной любви - это прощать всем и все. Если мы научились этому, то мы на пути к любви, любви безкорыстной, той любви, которой любит нас Бог. И мы на пути исполнения заповеди Господней: "Возлюби!".
Порою мы сами себе говорим: «Как же простить мне моего обидчика, если я ненавижу его за то, что он сделал мне». Действительно, трудно простить без основания. А что может быть основанием для прощения - незнание. И тогда молимся мы: «Господи, прости человека, обидевшего меня, по незнанию его. Если бы он прочел в Священном Писании: «Чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян.15, 20) или в тот момент, когда причинял мне физическую и душевную боль, сам испытывал хоть тысячную долю той боли, разве он сделал бы это?» Вот и нашли мы основание для того, чтобы простить своего обидчика. И тогда мы молим Господа: «Господи, не вмени ему в грех то, что он обидел меня, ибо не ведал, что творил». Потому что имеем примером первомученика и архидиакона Стефана: «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7, 59-60).
«Любовь рождается от безстрастия; безстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия» (Максим Исповедник).
Так будем же безстрастными, ибо страсти наши - бесы наши. И приобретем это безстрастие от упования на Бога, ибо сказано в Священном Писании: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36, 3-5). А в нашем терпении и в великодушии будет Бог, Который и есть Любовь. Храни всех вас Бог.

Ольга Ларькина

Дорогой отец Марк я Вас очень люблю и рада была узнать что у вас есть свой сайт в интернете.Первый раз я была у Вас в Раифе с дочкой Юлей когда вы только вышли из затвора.Отец Марк вы правда были в затворе и сколько лет?А на исповеди я вас просила взять меня в духовное чадо и вы взяли меня со словами что с большим удовольствием а я вас сильно обняла может быть помните меня.Но к сожалению так как вы далеко мне пришлось попросить у вас разрешения перейти к другому дух.отцу по телефону но я Вас все так же люблю!Прошу Вас отче,помолитесь за меня грешную так как живу не венчаным браком из-за этого меня удалили из клироса древне провославной церкви а я очень страдаю что не могу воспевать господа!но и грех оставить не могу подскажите что мне делать?С моим сожителем Ваником-армянином из грузии вы даже разговаривали по телефону.Может быть нет воли Божьей чтобы я пела в этом храме?Может и совсем нет воли Божьей чтобы я пела в храме?Если вдруг есть то в какой храм мне податься?А ещё я работаю у очень хорошего человека в магазине,у Нины она меня ни чем не обижает но у самой Нины большие денежные затруднения и проблеиы в семье так хочется чтобы Господь помог!Она вся в долгах но ей с мужем Игорем задолжали на миллион больше чем эту сумму и не хотят с ними расплачиваться поэтому прошу и за Игоря помолиться чтобы все разрешилось.Отец Марк если есть Божья воля на Существование этого магазина то просим Ваших молитв к Господу и Божией Матери о их помощи и заступлении от всех врагов видимых и не видемых на этом поприще так как пока существование этого магазина нерентабельно.Спаси Вас Христос за Ваши молитвы за Вашу чуткую душу за Вашу любовь,и ещё хотелось бы знать кто на сей день значится у Бога на небесах моим духовным отцом имя его.Любовь о чадами Агнией,Михаилом,Артемием,Юлией,Александром,Мариной,Ириной,Верой,Евгенией.Помолитесь Христа ради и о них спаси Вас господь дай Вам Боже доброго здравия души и тела Вам и Вашим дух.чадам и всем Вашим любимым да покрыет и осенит Вас Божия Благодать и Царица небесна-Богородица Мария.Аминь.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии
Митрополичьего округа в Республике Казахстан


Контактная информация