За годы, прошедшие со времен празднования 1000-летия Крещения Руси, ознаменовавшего переход к возрождению Церкви, в России было построено около 20 000 храмов, крещены миллионы людей. Недаром говорится, что Русь переживает второе Крещение. Мы наблюдаем подвиг веры, незаметный на первый взгляд, о котором не очень часто повествуют СМИ, более занятые политическими дрязгами и шоу-бизнес сплетнями. И это объясняется не только тем, что большая часть прессы и телевидения по-прежнему контролируется антиправославными силами, но и тем, что искренне верующие строители храмов и жертвователи не очень склонны пиариться в прессе, справедливо считая это вредящим спасению. Недавно рукоположенных выпускников семинарии толпами бросают в глухие села и городки, где десятилетиями не было храмов, где народ кажется навсегда и безнадежно духовно одичал, где все погрязли в пьянстве и разврате. И вот молодой священник, подобно заброшенному в тыл врага офицеру спецназа должен создать там духовный плацдарм, возвести там церковный «блок-пост», создать свой отряд поддержки из местных жителей. И – самое интересное – получается же! Да, не у всех, да, не всегда, да, кто-то не выдерживает, но, как мы видим по результатам, большинство делают невозможное, и сейчас уже фактически в каждом «медвежьем углу» есть храм.
Не так давно Святейший Патриарх Алексий II подметил одну интересную деталь в жизни страны: те села, где был храм, пережили все катаклизмы, все войны, варварские коллективизации, и не менее варварские деколлективизации с прихватизациями. Те же, где своего храма не было, нередко становились «неперспективными» и вымирали. Как любили говаривать англичане, британский флот играет большую политическую роль самим фактом своего присутствия. И храм играет важную роль, даже если какое-то время в него ходит мало людей. Ибо даже если они сами не ходят, то у них есть родственники и друзья, приобщающиеся к истине, и своим поведением и разговорами прихожане так или иначе влияют в лучшую сторону на того, кто богослужений не посещает. А их молитвы сеют благодать на все их село. Так вот и сейчас, само наличие большого числа храмов делает Русь «перспективной», перспективной в глазах Самого Главного Судьи – Бога. У нашего народа все еще есть шансы выбрать жизнь, а не смерть. Уж если Творец терпел нас даже в разгар вакханалии атеизма, то теперь, когда мы хоть как-то пытаемся исправиться, надежда на Божью помощь тем более есть.
Часто говорят, что пока регулярно службы посещают не более 10% народа. Но это не совсем так. Воцерковлено полностью, и так сказать, полувоцерковлено, уже до 25% людей. Примерно столько же людей в России уже разделяет идею восстановления православной монархии. Это очень много, особенно если сравнить со временами 10-летней давности, не говоря уж о 20-летней. Прогресс огромный, и он, как говорится, виден невооруженным глазом. Конечно, можно обвинить многих современных прихожан в недостаточной катехизации. Да, это так. Но, во-первых, ситуация быстро меняется к лучшему благодаря воскресным школам, курсам, и другим, более серьезным духовным учебным заведениям. Во-вторых, как верно заметил один знакомый иеромонах, главное – не знать Заповеди, а жить по ним. Ни в одной стране мира никогда не было достаточно массовой катехизации. Даже во времена расцвета Византии там было множество людей неграмотных, неразвитых, которые не могли толком прочитать даже Символ Веры, не говоря уж о чем-то большем. Тем не менее, та же Византия держалась больше тысячи лет, прежде всего, благодаря христианской жертвенности и братской любви верноподданных императора, своим благочестием стяжавших милость Божию. Там тоже, конечно, встречались казнокрады и подлецы, бездельники и бандиты. Царство Божие на земле невозможно (это – давно разоблаченная ересь хилиазма), но все же есть определенный «градус жертвенности», который можно видеть при анализе определенных исторических периодов жизни православных государств.
Так вот, это горение любви у народов и отдельных личностей не сильно зависит от степени катехизации. Есть множество святых, подобных священномученику Бонифатию, которые имели не очень много, мягко говоря, богословских познаний, зато очень много христианской любви и жертвенности. С другой стороны, было полно лиц, прекрасно знакомых с церковным вероучением, но впавших во всевозможные ереси. Уж кто из современников знал Писание лучше Оригена? А ведь он в конце-концов был осужден Церковью. А Ленин – отличник в гимназии и университете, знавший Закон Божий, был тоже катехизирован неплохо. Каким он был «христианином», известно… Потому-то св. Иоанн Златоуст и писал, что у необразованной женщины шансы на спасение ничуть не меньше, чем у рафинированного богослова. Потому-то известные русские святые плакали чаще всего о грехах народных, а не о народной необразованности. А вот нынешние неообновленцы все время пишут именно о недостатках знаний у неофитов, а не об их грехах. И тут же делают на этом основании «глубокомысленный» вывод о том, что Русь нельзя назвать христианской. И тут же на все лады расхваливают католиков и протестантов, называя их чуть ли не лучшими из христиан. Но ведь инославные вообще находятся вне Церкви, зачастую не любят ее и борются против нее. При этом наши неообновленцы фактически отказывают в праве называться христианами миллионам наших крещеных сограждан, которые вполне лояльно относятся к Церкви и ее иерархам, стараются вести себя по-христиански, но на богослужения пока еще ходят редко и слабо понимают православную догматику. Таким был и современный мученик воин Евгений Родионов, который, верю, со временем будет причислен к лику святых. Многие ли из вполне воцерковленных православных могут с твердой уверенностью сказать, что готовы с таким же мужеством отдать жизнь за веру, как это сделал Евгений? Думаю, вряд ли.
Грехов и грешников в церковной среде хватает. Но огромное большинство духовенства при этом все же – очень порядочные люди. Как говорится, на 12 всегда найдется один Иуда. Но при этом в обычной, светской среде иуды попадаются куда чаще, чем один на 12. И миряне хотя и продолжают грешить, но меньше, чем до воцерковления, и уж точно делают это куда реже, чем те люди, которые к Церкви относится плохо. В церковной среде легко можно создать хорошую семью, церковные люди легче уживаются в коллективе, более самоотверженны, законопослушны. И здесь критики Православия отмечают много недостатков, но, как мы уже говорили, все познается в сравнении: даже не очень ревностные неофиты все же, в общем, и в целом намного лучше внешних. Нельзя же требовать от только вышедшего из джунглей дикаря, чтобы он блистал на светском рауте; если дикарь начал соблюдать элементарные правила гигиены и перестал с дубинкой бросаться на всех, кто ему чем-то не угодил, то это уже большой шаг вперед. Люди, выросшие при государственном атеизме, а о священниках судившие по аналитической работе Пушкина «О попе и работнике его Балде» сумели найти свой путь в храм, избавились от многих пороков, но не стали пока святыми… Ну что же, всему свое время!
Так что ситуация на Руси вовсе не так трагична, как кажется. Раны, нанесенные десятилетиями атеизма, залечиваются намного быстрее, чем можно было бы ожидать. В Чехии, например, сейчас массово распродаются бывшие католические храмы – прихожан не стало, причем публика вполне спокойно воспринимает использование бывших костелов и кирх под рестораны и казино. При этом Чехия всего чуть больше 40 лет жила при атеистическом режиме, да и то весьма либеральном. В России такое безобразие невозможно.
Недавно на острове Шпицберген ряд международных фондов решил построить бункер, где будут хранится эталоны зерна, и в случае некой глобальной катастрофы можно будет восстановить лучшие сорта. Точно так же и Церковь. В ней, помимо того, что она является универсальным инструментом спасения человечества, еще и хранятся образцы всех правильных форм обустройства жизни семьи, народа, государства. И хотя весь мир все больше подвергается воздействию некоего глобального духовного «Чернобыля», Церковь сохраняет свои эталонные зерна, и они дают всходы для верных. И многодетных православных семей становится все больше и больше, укрепляется и государство. Это одна из главных причин ненависти всякого рода бжезинских, мечтающих об уничтожении Руси, к Православию. Православие – душа России, без него она только гальванизированный труп. Но, как некогда пел Высоцкий «сапогами не вытоптать душу…» Ее не вытоптать даже и антицерковными теле – передачами и бульварной прессой.
Двадцать лет назад церковный публицист воспринимался как инопланетянин. Да еще и 10 лет назад количество церковных СМИ было весьма невелико. Теперь на пространстве СНГ существуют сотни православных журналов и газет, больше тысячи достаточно посещаемых интернет-ресурсов. Издано такое количество святоотеческой литературы, которого, наверное, не издавалось даже при последнем благочестивейшем Государе, ведь техника с тех пор шагнула далеко вперед. Здесь тоже, конечно, есть и немалые недостатки в работе, например, недостаток профессионализма, но все быстро исправляется. Таким образом, Русская Православная Церковь уже вполне может говорить с міром и быть услышанной. Как говорил Гельдерлин, где опасность, – там и спасение. Это в полной мере касается и современных СМИ. Если бы власть в стране оказалась в руках действительно православных людей, то окончательно и довольно быстро воцерковить русский народ не составило бы никакого труда.
Недавно немощные попытки враждебных Православию политтехнологов организовать «раскольчик» с помощью бывшего епископа Диомида показали, что уровень современного духовенства и основной части мирян слишком высок, чтобы на него повлияли дешевые уловки. К тому же что такое политтехнологи? Это люди, не имеющие понятия ни о какой религиозной традиции, выросшие на примитивных современных рационалистических утопиях. Они физически не понимают Церкви – богочеловеческого организма – и слава Богу. Как говорит пословица, «бодливой корове Бог рогов не дал».
Либеральные публицисты любят посмеиваться над бизнесменами и политиками, которые все якобы из выгоды используют Православие в различных гешефтах, выстаивают службы только из лицемерия. Якобы в их мире совсем нет места христианскому идеализму. Приведу один пример из жизни. В начале 90-х годов в город Киев из Галиции приехал образованный молодой человек из обычной для того региона украинояычной семьи, но при этом уважающий русский язык и Церковь, хотя и совершенно невоцерковленный. Полное отсутствие у него националистических идей, предопределило его круг общения. Ведь у националистов были свои, специфические компании. Идеализма в том молодом человеке было, конечно, очень мало, но та малая толика его, коя все же присутствовала, предопределила многое. На одной из модных тусовок он познакомился с влиятельным человеком – восходящей звездой тогдашнего бизнеса и, быстро сойдясь с ним, стал его помощником. В то время еще не сложились четкие связи в мире бизнеса и политики, и случайное знакомство в каком-нибудь ресторане могло принести огромные сделки, или начало карьеры. Это сейчас крайне редко обсуждаются серьезные вопросы с малознакомыми людьми, а тогда такое бывало довольно часто. Но первым толчком к сотрудничеству стала все же общность взглядов на мир, при которых людям приятно общаться между собой. И вот молодой человек, к тому же хорошо разбиравшийся в финансах, быстро поднялся по служебной лестнице. Его начальник со временем уехал за границу, и он стал своего рода наследником его капиталов. Он унаследовал и привычки шефа оказывать щедрую помощь канонической Православной Церкви, к чему и сам он, как мы уже говорили, был предрасположен. Со временем бывший галичанин стал очень известным политиком и депутатом Верховной Рады. Не будем здесь называть его фамилию, чтобы никто не подумал, что это некая заказная статья. Она и так у всех киевлян на слуху. Таким образом, жизненный путь этого человека был во многом предопределен не только его стремлением к зарабатыванию денег, которое, конечно, тоже было, и поначалу доминировало, но и, в значительной степени, его идентификацией себя с православной восточноевропейской цивилизацией, пусть он даже и сформулировать этого не умел в то время, пусть и невоцерковлен был совсем. Да, немало и грехов он, наверное, натворил в бурное время 90-х годов, но кто из нас без греха… Зато теперь его помощь УПЦ, разнообразная благотворительность, столь серьезна, что за нее, можно предполагать, Бог простит ему многое. Постепенно он духовно рос и воцерковился по-настоящему. Разумеется, тут же прозвучали обвинения, что все это – ради выгоды и голосов избирателей. Но если бы этот совсем неглупый человек только гонялся за выгодой, он создал бы себе харизматическую секту из дисциплинированных фанатиков – карманный электорат и бесплатных агитаторов, как поступил нынешний мэр Киева Черновецкий, очень успешно использовавший на выборах «Посольство Божье», во главе с нигерийцем Аделаджей. Православных же людей, для которых поддержка политика Церкви играет большую роль в Киеве немного, и они, к тому же, неорганизованны.
Так что не стоит смеяться над крещеными, но невоцерковленными людьми, как это делают иные обновленцы, иногда даже отказывающие им в праве называться православными. Всему свое время, такие люди, как мы видим, духовно прогрессируют даже в весьма прагматичном и греховном мире бизнеса и политики. Так что уж говорить об обычных людях, не подвергающихся таким соблазнам? Неудивительно, что народ на Руси воцерковляется массово и быстро. Если воцерковление Руси будет идти такими же темпами, если нам поможет Бог, то уже на протяжении ближайших 20 лет мы сможем увидеть возрожденную православную монархию. В свое время Ильин писал, что первым этапом на пути к возрождению монархии должен стать патриотический авторитарный режим. Что же, именно такой режим мы видим сейчас. Подчас он имеет и уродливые формы социального неравенства и другие негативные черты. Однако, как мы видим на примере защиты от марионеточного прозападного режима Грузии, навязанного этой православной стране с помощью денег и политтехнологий Израиля и США, и признания Россией осетин и абхазов, верхушка России довольно быстро становится патриотической. С нами Бог!
Игорь Друзь
Слава Богу!С нами Бог!