Уныние и безнадежность – от лукавых бесов, врагов наших. Святые отцы предупреждают, что перед смертью, когда человек ослабевает – враг особенно борет, даже крепко верующих, неверием и безнадежием. Боритесь с врагом именем Божиим.
Игумен Никон (Воробьёв)

Монах Серафим (Шолков): Пост — радость души

1570-1.jpg

Свято-Троицкая Сергиева Лавра сердце святой Руси. Здесь мы видим, как вереницей монахи идут, по обычаю своему, помолится к Преподобному Сергию в Свято-Троицкий храм, здесь покоятся Его Святые мощи. Туда же тянутся вереницей и студенты помолится. Пришел один знакомый студент с Московской Духовной Академии. Лицо его сияет от радости, так что монахам стало интересно, чему он так радуется. Поздоровавшись с ним, его спросили: «брат чему ты так радуешься? Что переполняет твое сердце?» Отцы , ответил он: «я радуюсь, потому что пост приближается». Действительно, сказал один монах, это истинно религиозная радость, радость души, ведь лицо есть отражение нашего состояния души. Но более прекрасно, когда радуешься, с радующимися и лично переживаешь в своей душе неописуемое действие благодати Божьей. Пост это не время печали, и посыпания пеплом головы, как это было в ветхозаветное время. Православный новозаветный пост, это время торжества, торжества души. Православные христиани с радостью встречают дни спасительного поста и как в древние времена, они смотрят на пост, как на праздник души. Поистинне, что может быть радостней, когда душа устремиться к высшему идеалу и с помощью Благодати Божьей побеждает все низменные желания и страсти. Душа освобождается от рабства и обретает истинную свободу, свободу, в духе. Многое теряют те, кто лишает себя свободы духа и этой чистой религиозной радости, которая, даже по признанию психологов, возвышеннее и сильнее всех других человеческих радостей. По недавнему статистическому опросу в России 70 % считают себя православными, из них только 3% соблюдают православные посты. И как не странно, в основном, это люди бедные. Но не подумайте, что они постятся, потому что им не на что купить скоромной пищи. Да, может, бывает и не на что купить скоромной пищи, но постятся они не по этой причине. Православные русские люди постятся из возвышенных побуждений по свободному изволению, так как истинно жаждут общения с Богом. Бывает, некоторые вкушают лишь «хлеб и воду» но при этом они радуются о Господе. Они понимаю что. «Невозможно, совершенно невозможно пребывать с Богом тем, которые прежде не позаботились исцелить себя постом»[1]. Другие же люди, имея богатства и всевозможные изысканные яства, тоже радуются, но их радость не та возвышенная, духовная, а обычная житейская, низменная, плотская, зависящая от «хлеба и зрелищ». Лиши их хлеба и зрелищ и радости их прейдет конец. И сами они в этом признаются, их бедные души тоже жаждут общения с Богом, но по-прежнему иссыхают от всевозможных плотских удовольствий и подобно расслабленному бывают, не способны приступить к благодатному источнику воды живой, которым является православный пост. Поистинне, трудно богатому войти в подвиг поста, который, по словам Святого Иоанна Лествичника, именуется вратами рая[2].

В чем же причина что большинство православных христиан в России не постятся? Неужели всем препятствует богатство? конечно, нет. Тогда где же корень всего зла? Где причина несоблюдения поста? Одна из причин, это неправильный взгляд на православный пост. Многие с печалью смотрят на пост, он представляется, им явлением мрачным и поэтому они не желают поститься. Святитель Феофан Затворник обращаясь, к таким людям говорит: «Пост представляется мрачным, пока не вступаешь в поприще его: но начни — и увидишь, что это — свет после ночи, свобода после уз, отдых после тягостной жизни»[3]. Еще одно из обстоятельств вызывающее неприятие и отрицание поста кроиться в горе, связанном с пленения нашего отечества- святой Руси. В то, ужасное временя, семидесятилетнего господства атеизма в нашем много страдальном русском народе формировалось антирелигиозное мировоззрение, прививалось отвращение к религии как к пережитку прошлого, присущему как будто только пожилым людям. Православный пост вызывал, по меньшей мере, недоумение, а на постящихся смотрели как на ненормальных и отсталых от жизни людей. И теперь, мы еще пожинаем плоды, недоброго семя, посеянное в то трудное время. Но вот настало новое время, «время свободы» и, казалось бы, что уже нет препятствий, но, к сожалению, на самом деле это не так. Борьба продолжается и сегодня, пленение приняло, другую форму и тактика изменилась. В настоящее время идет на наш народ целенаправленное и планомерное пагубное воздействие от западного мира, находящегося в духовно-бедственном состоянии. Там под влиянием протестантской теологии пост совершенно отвергается. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что в наших детях происходит изменение сознания. Воспитывается и укореняется новое восприятие мира. Культивируется своеобразное отношение к вере и церкви, таким образом, ум незаметно пропитывается западно-протестантским психологическим духом, мало, в чем уступающим атеистическому мировоззрению. Мир приобщает людей к «новой» религии, религии- низменных наслаждений, с поклонение богу — комфорту. Удовольствие становится смыслом жизни; все высшее, духовное, отодвигается в сторону. Раболепство страстям облекается в благородные формы, и преподносится в виде чего-то возвышенного и духовно-культурного. Да это ужасно, но это факт. Пресыщение, невоздержанность и распущенность, становится нормой. На борьбу со страстями многие люди смотрят как на ненормальное занятие безумцев, которые ущемляют свою свободу, и не берут от жизни все, что можно взять. Большинство людей вообще перестают бороться со своими страстями, даже, несмотря на то, что сами себе причиняет много горя, растрачивают душевные и телесные силы, калечат свое здоровье, а иногда, бесславят человеческое достоинство, опускаясь до уровня животного. Речи о посте вызывают у некоторых людей неприязнь или жуткую ярость, и они измышляют апологии в защиту своего бога — комфорта. Порой удивляешься, насколько велика любовь и преданность ему, что люди свою жизнь без этого кумира уже не мыслят.

Ему поклоняется почти весь мир, некоторые люди за него готовы все отдать и даже душу свою. Бывает, даже, продают свое Первородство-святое Православие, лишь бы, погрузится подобно свиньям, в болото плотских наслаждений. Погружаются, но все же чего-то не хватает, все мало, тогда ищут что-то новенького, а по сути, того же — старенького «хлеба и зрелищ». Это удовольствие и комфорт, в них они ищут счастье, радость и покой, но они просто не понимают, что не найдут его, так как истинного счастья, покоя и истиной радости в них нет. Многие разумные люди убедились в этом давно, но все еще почему-то стоят на распутье? Может быть потому-то что другого пути не знают, и некогда не испытали той духовной религиозной радости, способной даровать истинное счастье и благо.

Многие русские люди, именуя себя православными христианами, а соблюдение постов не считают обязательным в своей жизни. А ведь, по отношению человека к православному посту можно сказать о его отношении к своему спасению, о любви к Иисусу Христу и о послушании Его святым заповедям. Так вот раньше наши предки хорошо знали о величайшей пользе поста. Уважение к посту было особое, посты соблюдались строго. Пост в сознании русского человека был явлением осознанным, он был критерием православного образа жизни.

Современная исследовательница практики поста — Т.А. Воронина характеризует пост русского народа как национальную черту на Руси. Даже маленьких детей приобщали к посту. Многие крестьяне считали грехом не только употреблять скоромное, но и говорить о такой пище во время поста. Следили, чтобы вольные речи не нарушали духовно-очистительной цели поста. Характерна в этом отношении пословица, которая осуждает пустословие во время поста: «постное едим, да скоромное отрыгаем». Народ воздерживался от ссоры и брани. Мужья не вступали в супружеские отношения с женами на протяжении всего постового времени. Несоблюдение постов в русском народе считалось большим, тяжким грехом.

Печальный факт, что в наше время большинство Русских людей не знают учения Святой Православной Церкви о посте и его величайшей пользе. Некоторые по своей простоте

думают, что пост существует, исключительно для тела, они видят цель и смысл поста лишь в обрядовой стороне, или невкушении мяса, молока, яиц и т.п. Полагают даже, что православный пост равен диете, вегетарианству или голоданию. А ведь это не имеет ничего общего с православным постом. Разве что взять только телесную сторону поста, то элементы диеты и голодания в нем присутствуют, они способствуют оздоровлению тела. Несомненно, что разумное воздержание в пище приносит огромную пользу здоровью, но не это главное в православном посте. Вопросами телесного здоровья занимаются врачи. Святая Церковь заботится более всего о главнейшем — об исцелении души, которое происходит, когда человек освобождается от страстей. Митрополит Московский Платон говорит: «страсти — причина болезней, и лечение болезней надо начать с лечения страстей»[4].

Большим заблуждением является смешение понятий >православного поста с >вегетарианством.

Известно, что приверженцы вегетарианства считают единственной, естественной пищей человека растительные продукты. По учению вегетарианцев животные являются — «нашей родней», и убивать их есть возмутительно и гнусно, так как это братоубийство. О безумие, люди ставятся наравне с животными.

Вегетарианцы ставят употребление растительной пищи в основу нравственности, утверждая, что растительная пища сама по себе создает много добродетелей. Это явно еретическое учение ставится в противоположность учению Спасителя: «не входящее в уста оскверняет человека, а исходящее из уст» (Мф. 15:11-18).

Дело не в пище, скверна не от пищи. Рай водворится в сердце нашем не оттого, что мы перестанем, есть мясо. Многие не едят мяса, а пребывают в аду страстей. О запрете на вкушение мяса мы слышим от многих лжесловесников древнего и нашего времени: от манихеев, хлыстов и кришнаитов, а также им подобных.

Есть продукты, которые придают большую тяжесть плоти и способствует ее разжжению и к этим продуктам относится мясо. Но если полагать, что пища способна уничтожить в нас зло и возродить добродетель, то это абсурд, противный здравому смыслу и христианскому учению. Отношение Христиан к мясу определено 5-м правилом святых Апостолов. «Если кто говорит удаляться от мяса «не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело», тот «или да исправится, или да будет отвержен от церкви». В одном из монастырей, в Сербии по уставу один раз в году на Пасху монахи вкушают мясо. Узнав об этом один монах со Св. горы Афон очень обрадовался, но не подумайте, что радовался он потому что можно поесть мяса, радовался потому что увидел в этом мудрое установление. Ведь установлено это для того, чтобы монах не тщеславился и не мнил о себе, что, видите ли, он не такой как прочие люди, вообще не вкушает мяса. «Если подвизаетесь, — говорит преподобный Исидор, — то не гордитесь, если же тщеславитесь сим, то лучше есть мясо, ибо не так вредно есть мясо, как гордиться и надмеваться»[5].

Животная пища не препятствует спасению, а вот уподобление животным невоздержанной жизнью есть несомненная преграда на пути к жизни вечной.

Ошибочно думают, как будто православный пост все внимание акцентирует на телесной стороне поста, лишь на родах пищи и нужно понять что: телесный пост способствует обузданию плотоугодия, облегчает пост духовный. Пост телесный есть лишь средство, способное подчинить плоть духу. Неверно поступают те, кто в средстве видят цель поста.

Они подобно Фарисею «процеживают комара» а «верблюда поглощают». Если они видят, что Вы съели какой-то продукт и на упаковке в ингредиентах написано, что там содержится 1 грамм сухого молока, то они приходят в лютую ярость, и, кажется, готовы самих нарушителей поста «стереть в молочный порошок». При этом, они могут оскорблять и судить вкушающих скоромное, и это для них не грех. Главное для них, что они своею «праведностью» показали, что они не такие как прочие люди, но они и «в малом верны».

Однажды во время поста, брат полил свою пищу маслом. Один из братьев увидел это, и исполнился ненависти пришел в такую сильную ярость, что начал всячески поносить «нарушителя поста». Брат, поливший маслом пищу, сказал: «Прости меня, но по болезни моей духовный отец благословил мне вкушать масло». На этом все и закончилось. Но как ужасно, что, поливая брата «грязью», он видел в пище цель поста, так и не понял, что гнев, сквернословие и осуждение суть грубейшее нарушение поста.

По словам Святого Ефрема Сирина, «обманывается» тот, кто думает, что сущность поста состоит в уменьшении телесной пищи. Изнурение тела бесполезно для тех, которые в сердце питают ненависть и в груди своей носят закоренелую злобу и мстительность. Бог не войдет в такое неприятное, отталкивающее жилище. Не лишнее ли дело мучить тело голодом и жаждою, когда душа измучена голодом и жаждою, когда душа измучена и гибнет от пороков?»[6]. Святитель Иоанн Златоуст, говорит: Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?»[7].

Из этого следует сделать важный вывод, что христианская праведность выражается не в пище а, прежде всего, в чистоте внутренней сердечной жизни (Мф. 5,8), в самоотверженной любви к Богу и ближним. Отсюда наставления Св. Апостола Павла, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17), (1Кор. 8,8): «Пища не приближает нас к Богу, а значит, и не удаляет от Него. Но это не значить, что ненужно воздерживаться в пище. Просто необходимо понять, что главная суть поста, не в пище. Тогда быть, может кто-то скажет: надо исполнять лишь главную сторону поста — духовную, а, второстепенное надлежит отвергнуть. Но это неверно, такое заключение может зделать только протестант незнающий христианской аскетики. Святые отцы учат, что необходимо воздержание, так как необуздываемая воздержанием в пище плоть увлекает человека на всякое непотребство»[8]

Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят, для чего вы поститесь и мучаете себя? Отвечайте, бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо смирять голодом и жаждою»[9]. Воздержанием ослабляется господство и похоть плоти. Человек невоздержанный в пище разгорячает плоть. Необходимо обратить внимание и >на меру поста: св. отцы указывают золотую середину. И учат нас: «Как должно остерегаться пресыщения, так должно остерегаться и излишнего воздержания»[10]. Всегда нужно учитывать трудовую деятельность человека постящегося, его состояние здоровья и другие жизненные обстоятельства такие как армейская служба, паломничество и т.п.

Нельзя всех поставить на одну ступень поста. В Православной Церкви одни стоят на начальной ступени поста, воздерживаются от любимых яств и вредных привычек, другие стоят твердо на ступени уставного церковного поста, а третьи достигли вершины аскетического подвига. Но здесь нужно помнить, что необходимо соблюдать поочередность. Нельзя игнорировать начальные ступени поста, ибо если кто дерзает сразу брать на себя подвиги аскетические, то это свидетельствует о гордости человека. Тем более, если он берет на себя подвиги самочинно, без благословения духовного отца. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «Пост — это сильное оружие, когда он предоставлен самому себе; когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия — делается для подвижника орудием самоубийства»[11].

Говоря о телесной стороне поста, необходимо понять, что главная задача — это сокрушить главу всех страстей телесных — чревоугодие. Сокруши главу змия, наступи на этого дракона чревоугодия и не давай, чтобы он пожирал тебя.

Пища сама по себе не есть зло, а чревоугодие есть зло великое. Помимо воздержания чрева к телесному воздержанию относится: воздержание во время поста от супружеской жизни (1 Кор. 7:5), обуздание языка, очей, ушей, избегание пересудов, злоречия и т.п. Что пользы, если воздерживаемся от чревоугодия, а глаза не воздерживаем, погружаясь в прелюбодеяния?

Нам необходимо усвоить главную истину, что православный пост нашей жизни всегда должен быть синэргичный, т. е. телесно-духовным. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит: «телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиною необыкновенного усиления душевных страстей»[12].

Святитель Тихон Задонский говорит: «Если хочешь, Христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда»[13].

Что же такое духовный пост? Это состояние совершенного отчуждения души от всякого зла, от греховных помыслов и тем паче пагубных действий. К ним относится злословие, зависть, тщеславие, гневливость, славолюбие, мерзкие пожелания и всякая греховная похоть. Сначала в духовном посте необходимо вести борьбу со страстями, научившись их обуздывать в себе. После — вести борьбу с похотями, ослабляя их, т.е. низводя на степень помыслов. И последнее — избежание любых греховных помыслов и всякой мечтательности. Пост телесный и духовный состоит в подавлении телесных и душевных страстей. Безусловно, пост нелегкое дело. Святые отцы именуют пост добровольным бескровным мученичеством. Трудность подвигов заключается в том, что грех сильно овладел нами, и не будь его, душа наша уподобилась бы ангелам Божьим, вечно славящим Бога. Для истинных Христиан пост — спутник всей жизни, верный друг, и педагог, помогающий в нравственном совершенствовании и освобождении от страстей. Пост есть проводник в жизнь вечную, в Царство Небесное. Послушайте, как прекрасно говорит наш русский Святитель Феофан Затворник: «если бы дано было нам обозреть обители райские, мы бы не нашли там ни одного, кто бы не был постником во время своей жизни на земле»[14].

И теперь зная основные стороны православного поста, казалось бы, можно приступать к правильному делу, но не стоит спешить. Имея некоторые познания как бы «корпус поста», но, при этом, не имея крыльев, мы не сможем подняться ввысь. Как не мыслим полет без крыльев, так не мыслим пост без молитвы и смирения. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Кто молится постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра»[15]. «Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва бессильна, если не основана на посте, и пост бесплоден, если на нем не создана молитва»[16].

Истинная молитва не может быть без смирения, также и истинного поста нет без смирения и покаяния. Нам известно из жизни св. Макария, как диавол говорил ему: «Я не силен против тебя, Макарий. Все, что ты делаешь, и я делаю. Ты постишься, а я совсем не ем. Ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одним только ты побеждаешь меня. — Чем же? — Говорит ему авва Макарий. Смирением, — отвечал диавол».

Но и это еще не все, — для полноты православного поста необходима жизнь добродетельная, украшенная милостынею и добрыми делами. Соберем от издержек своих, не потраченных на скоромную пищу и пойдем прямо к Господу, к алчущим, к жаждущим, к неимеющим одежды, к больным и заключенным в темницы, к странникам. Дадим им есть, утолим их жажду, примем и оденем их. И чрез это приютим Его, утолим жажду Его, накормим Его, оденем Его, придем к Нему! — И Он придет и скажет: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25,40).И это будет истинный православный пост, к которому и призывает нас Господь.

------------------------------------------------------

[1] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского. 2-е изд. 1903. Том 9. С. 907.
[2] «Лествица» Преп. Иоанна, Игумена Синайской горы. Санкт-Петербург 1996. С. 20.
[3] «О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни». Слова Преосвященного Феофана. 1901. С. 68.
[4] Платон, митрополит Московский. «Дух, или избранные мысли». М., 1804. Отд.2, с. 22.
[5] «Странник». 1895, № 3, с. 98.
[6] «Душеполезное чтение». 1912. С. 170.
[7] Св. Иоанн Златоуст, Творения. Т. 2. СПб., 1896. С. 49.
[8] Там же.
[9] Труханов М., свящ. «Как спастись в современном мире». М., 1995. С. 7.
[10] Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.5. Приношение современному монашеству.3-е изд. СПб.,1905. С. 270.
[11] Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4.Аскетическая проповедь и Письма к мирянам. 3-е изд. СПб.,1905. С. 103.
[12] Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). 3-е изд. СПб.,1905. Т.2, с. 369.
[13] Святитель Тихон Задонский. Творения. М., 6-е изд. Т.4, с.182.
[14] «Душеполезное чтение». 1910. Ч.1. С. 413
[15] Св. Иоанн Златоуст, Творения. Т. 7. СПб., 1901. С.590.
[16] Игнатий Брянчанинов. Т. 1, с.135.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.

Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация