Всякое благо промыслительно приходит от Господа. Но оно отходит тайно от неблагодарных, бесчувственных и недеятельных.
Марк Подвижник

Сошествие Благодатного Огня

21.03.2010

фотоотчет

Величайшее чудо – Сошествие Благодатного Огня происходит уже не одно тысячелетие. Самые ранние упоминания о Схождении Благодатного Огня в канун Православной Пасхи – Светлого Христова Воскресения встречаются в IV веке. В Великую Субботу в предшествии множества хоругвей, певчих и со священниками в белом облачении Иерусалимский Патриарх в полдень приходит ко Храму Гроба Господня. Три раза обходя Кувуклию, Патриарх останавливается у входа. Его разоблачают, снимая с него митру, саккос, омофор, палицу, поручи. Затем Патриарх входит в Кувуклию ко Святому Гробу, где происходит великое для христиан событие – Сошествие Благодатного Огня, знаменующее победу Спасителя Господа Иисуса Христа над грехом и смертью и искупление Господом грехов человеческих, в частности первородного греха первых людей Адама и Евы. По свидетельству апостолов и святых отцов, Нетварный свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, который увидел апостол Пётр.

Уже вечером в Великий Пяток в Храме Гроба Господня на верху Кувуклии мы наблюдали мерцающие всполохи. Видимо, это было предзнаменованием Схождения Благодатного Огня на Гроб Господень. По окончании богослужении погребения Спасителя, я и мои спутники решили переночевать в храме, чтобы на следующий день стать свидетелями Сошествия Благодатного Огня. Осуществить это было непросто, потому что по окончании богослужения полиция следила за тем, чтобы в храме никого не оставалось. Но мы смогли договориться с представителями Армяно-Григорианской церкви и провели ночь в их помещении, которое полиция не досматривает. Так, с приключениями, в Великую Субботу мы оказались в самом храме Гроба Господня, в 10-ти метрах от Кувуклии. Передо мной стояли ограждения и заслоны полицейских. Все ожидали Сошествия Благодатного Огня. Спустя некоторое время появились православные арабы с флагами и барабанами. Остановившись недалеко от Кувуклии, они стали петь и танцевать, размахивать флагами, бить в барабаны, хлопать в ладоши, громко скандируя. Это было потрясающее зрелище! Оно возбуждало в душе радость и умиление, и скрадывало время, которое оставалось до Схождения Благодатного Огня. Арабы забирались друг другу на плечи, на стены Кувуклии и ликовали с великой радостью и темпераментом! А люди всё наполняли и наполняли Храм Гроба Господня. Народу становилось всё больше, так что стоять стало тесно. Нас сдавливали со всех сторон и раскачивали со стороны в сторону. Большинство людей и даже израильские полицейские говорили по-русски. На моих глазах один из полицейских русскому мальчику предлагал съесть шоколадку. У входа в Кувуклию стояли представители Русской Духовной миссии в Иерусалиме - священники и миряне. Время приближалось к полудню. В Храме становилось всё оживлённее. И вот около полудня послышался стук палок о камни. Это стучали палками патриаршие служители-арабы в малиновых шапочках с кисточками, которые по древней традиции сопровождают Иерусалимского Патриарха. Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вошёл в Храм Гроба Господня. Потом Патриарха облачили во все патриаршие одежды, и он медленно в предшествии хоругвеносцев, со стуком палок о камни, с певчими, архиереями и священниками в белом облачении стал продвигаться к Кувуклии. По пути к Кувуклии он благословлял людей, и, проходя мимо меня, крестообразно рукой осенил меня, но руку не дал поцеловать, т.к. находился ближе к стене Кувуклии, а рядом с ним находились с моей стороны служители-арабы. Три раза обойдя вокруг Кувуклии, Патриарх остановился у входа во Святой Гроб. Патриарха стали разоблачать. Митру, посох и всё остальное облачение священники унесли в алтарь. В 13 часов 40 минут Патриарх вошёл в Кувуклию. Наступила тишина и напряжённое молитвенное молчание. Через 10 минут я увидел в окошке Кувуклии пучок горящих свечей, которые Патриарх передал в это окошко. В Храме началось ликование, радость, восторг. Весь Храм моментально озарился огнём, который несколько минут не обжигал. Ударил ликующий звон всех колоколов Храма Гроба Господня! Я получил Благодатный Огонь третьим - от человека, который получил его от самого Патриарха. Три пучка свечей сразу зажглись у меня Благодатным Огнём, и я успел омыться Им, осеняя лицо и руки. Огонь не обжёг меня. От Него исходило благодатное тепло! По всему Храму Гроба Господня был взрыв всеобщего восторга и радости! Каждый держал пучок из 33 спаянных свечей - по количеству земных лет Спасителя. И все эти пучки начали гореть по всему Храму. Вот оно – Чудо. Всюду слышались громкие крики, в том числе и по-русски: «Христос Воскресе! Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе! Православная вера – истинная вера!» Многотысячное ликование людей, трепет и восторг! Люди обнимались, целовались, ликовали и умывались Благодатным Огнём! Всё это надо было видеть и пережить! Ибо Чудо Схождения Благодатного Огня совершилось неоспоримо. Огонь сошёл, значит, жизнь продолжается! Но, к сожалению, время у нас было ограничено. Нас ожидали автобусы и нам срочно надо было после Сошествия Благодатного Огня ехать из Иерусалима в аэропорт Тель-Авива и лететь в Алматы, чтобы успеть утром к концу Пасхальной службы привести Благодатный Огонь в Казахстан. Поэтому мы в спешном порядке после Схождения Огня стали пробираться к выходу из Храма Гроба Господня. Это было очень трудное дело. Нас теснили и спереди и сзади, толкали и слева и справа. Но, слава Богу, милостию Божией мы вышли из Храма, и пошли далее через Храмовую площадь по Старому Городу на выход к Яфским воротам. Здесь народу было поменьше, и идти можно было быстрее. Но затем, выйдя на узкую улочку Старого Города, всё повторилось так же, как при выходе из Храма Гроба Господня. К тому же здесь был ещё подъём снизу вверх по каменным ступеням. Но всё же, с помощью Божией, мы дошли до Яфских ворот, нашли наши автобусы, дождались всех наших паломников и поехали из Иерусалима в Тель-Авив. Доехав до аэропорта, пройдя паспортный и таможенный контроль, мы сели в самолёт. И вот мы взлетаем и летим в Алматы. Пасху – Светлое Христово Воскресение мы встречали в воздухе в самолёте. Пропели Пасхальные тропари и песнопения, поздравили друг друга с Пасхой, сказав «Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!».

Через несколько часов полёта мы благополучно приземлились в аэропорту Алматы. Священники из нашей паломнической группы с фонарями, в которых горел Благодатный Огонь, поехали в Вознесенский Собор, а разъехались по разным местам Алматы. Наша паломническая поездка на Святую Землю закончилась.

----------------------------------------------------------------------------

Попадая на Святую Землю и видя столь большое множество святых мест, понимаешь важность и святость всего увиденного. Впечатления и переживания от увиденных святынь оставляет в душе радость огромную и неповторимую, необыкновенный восторг оттого, что ты побывал здесь, увидел дивную красоту этих мест, окунулся в особую атмосферу святых мест.

Пребывая на Святой Земле, я почувствовал, что нахожусь пред очами Божиими. Сознание того, что в этих местах родился, провёл земную жизнь, проповедовал, учил, творил чудеса, принял мученические страдания и Крестную Смерть, и Воскрес и Вознёсся на небо Спаситель наш Господь Иисус Христос, и что я тоже побывал здесь, оставляет в душе и на сердце глубочайший след на всю жизнь. Ещё для меня было важным при поездке на Святую Землю то, что здесь жил, стал апостолом и первым проповедником Евангелия мой небесный покровитель – святой апостол Андрей Первозванный. Также радостное чувство на душе осталось при посещении святых мест оттого, что здесь родилась и провела земную жизнь Пресвятая Владычица наша Богородица Дева Мария. Посещение Святых мест и тем более Святой Земли, я думаю, для каждого православного христианина - очень важная веха в жизни.