Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон.
(Сир. 31, 1).

Монастырь пророка Елисея, Гора Искушений, древний Иерихон, монастырь преподобного Герасима

21.03.2010

фотоотчет

В Великую Пятницу у нас был запланирован свободный день. Но наши гиды нам предложили совершить поездку по святым местам Израиля, которые не были предусмотрены в программе. Часть паломников нашей группы, в том числе и я, согласились поехать по этим святым местам.

Началась наша поездка в монастырь пророка Елисея, который находится на территории Палестины между Иерихоном и Мёртвым морем. Так как мы поехали на территорию Палестины, а гиды наши являются гражданами Израиля, то по закону им нельзя находиться на территории Палестины. Поэтому в монастырь преподобного Герасима и на гору Искушений мы поехали без гидов. Тем не менее, поездка оказалась очень интересной и плодотворной. Монастырь пророка Елисея – это мужской греческий монастырь. Он находится между каменистыми горами и представляет небольшой оазис в долине. Здесь находится смоковница - дерево, на которое залез Закхей, чтобы увидеть Господа Иисуса. Она до сих пор стоит зелёная и приносит плоды смоквы. Небольшое количество смокв нам разрешили сорвать с дерева и взять себе. Закхей (по-русски – «чистый») был богатый Иудей. Он жил в Иерихоне и был начальником мытарей, т.е. сборщиков податей в этом городе. Его любопытство и желание видеть Христа были так сильны, что для этого, будучи мал ростом, он влез на смоковницу. Господь Иисус, как Сердцеведец, зная внутренние движения сердец человеческих, сказал ему: «Закхей, сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей при этих словах Божественного Учителя с поспешностью слез с дерева и повёл к себе Небесного Гостя. При народном ропоте, что Господь пошёл в дом человека грешника, Закхей, полный сердечной радости, как бы с чувством самобичевания, воскликнул так: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого обидел, воздам в четверо» (Лк.19,8). «Ныне пришло спасение дому сему», - отвечал Спаситель на пламенный сердечный порыв взысканного Его милосердием Закхея. По преданию, Закхей был первым епископом церкви Кесарии Палестинской.

Мы вошли в монастырский храм, в котором шло богослужение Царских Часов Великого Пятка, с умилением приложились к иконам, поставили свечи и подали записки с именами родных и близких людей, послушали умилительное пение и чтение в храме, а также посмотрели каждение священника, и далее продолжили путешествие на Гору Искушений.

На западе от Иерихона в долине находится Гора Искушений, где Господь Иисус Христос обрёк себя на одиночество и пост, продолжавшийся 40 дней. Суровая скалистая гора как бы нависает над городом Иерихоном и долиной реки Иордан. С её вершины открывается широкий панорамный обзор, начинающийся от земных оазисов Иерихона до живописной долины реки Иордана и дальше к Мёртвому морю.

На горе в XIX веке русскими монахами был построен православный монастырь, именуемый Кварантельским монастырем Искушения. На её вершине вырисовываются контуры стен зданий Греческого Православного монастыря, построенного на месте ранней христианской церкви, и именуемого монастырем Искушения. Он основан в IV веке. Его внутренние помещения вырублены в скале. Место, где по приданию постился Иисус Христос 40 дней и 40 ночей, и в пещере, где по приданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, располагается грот, переделанный в часовню.

Мы поднялись по канатной дороге на Гору Искушений в Греческий Православный монастырь, затем пешком прошли на территорию монастыря на место первого Искушения Христа диаволом. Помолились в храме монастыря, помазались елеем у священника, который находился в этом храме, поклонились камню, на котором стоял Христос при искушении Его диаволом. В монастыре есть смотровая площадка, с которой открывается величественный обзор от оазисов Иерихона до долины реки Иордан и Мёртвого моря. Мы выходили на эту площадку и смотрели на эти места. Вид - величественный и прекрасный. Рядом гора как бы нависает над Иерихоном. Внизу - глубокая пропасть, восотой около 400 метров. Площадка представляет собой узкий длинный балкон с металлическим решётчатым ограждением, прикреплённый прямо к скале. На ней дует сильный ветер. Ни каждому человеку по силам находится на этой площадке. Здесь понимаешь, каково было здесь Спасителю, да ещё быть искушаемому диаволом.

Я, мой сосед по комнате Сергей и две сестры спустились вниз пешком с Горы Искушений к раскопкам древнего города Иерихона. Раскопки производили археологи. Перед нами открылись виды древнего Иерихона на глубине более 10 метров: каменные стены древних жилищ жителей, лестницы каменные, ведущие сверху вниз, каменные площадки и полы древних жилищ. Всё это было занесено слоями грунта. Когда видишь всё это, сразу окунаешься в жизнь древнего города Иерихона.

Иерихон (по-еврейски - «Йерихо») – известный город, лежавший в пределах колена Венаминова. Обычное значение слова следующее: «благоухающий, благовонный», но, по мнению некоторых толкователей, оно означает: «месяц» или «луну», которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Библии в 22 главе книги Чисел (ст.1) в следующих словах: «и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона». Из третьего стиха 34 главы видно, что Иерихон назывался «Городом Пальм», название, встречаемое в книге Судей (1,16; 3,13). Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал 2-х соглядатаев осмотреть землю и Иерихон (Нав.2:1-24). После того Иисус Навин перевёл народ через Иордан напротив Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца Нисан (4,19; 5,10). Стены осаждённого города чудесным образом пали после семидневного обхождения вокруг него с Ковчегом Завета и трубным звуком священников. Иерихон был взят, и всё в нём было предано мечу и истреблению (Нав.6). Здесь, как в уединённом пустынном месте, пребывал пророк Илия. Здесь недалеко от Горы Искушений находится источник, вредные воды которого пророк Елисей сделал здоровыми (4Цар.2:19-22). Источник этот существует и сейчас и находится в монастыре пророка Елисея, куда мы заходили перед посещением Горы Искушений. При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны тем, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (Мф.20,29; Мр.10,46; Лук.18,35; 19,1). С душевным умилением читаем трогательную притчу Спасителя о благодетельном Самарянине, начинающуюся так: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам» (Лук.10,30-38). Об Иерихоне упоминают Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и другие древние писатели. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала Христианская церковь с епископом во главе. Полюбовавшись на фонтаны и пальмы Иерихона и на плодородие окружающей его местности, мы поехали в монастырь преподобного Герасима.

Греческий православный монастырь преподобного Герасима находится на территории Израиля между Иерусалимом и Мёртвым морем. Это – маленький оазис среди скалистых гор. В этой местности нет никакой растительности, и даже воды. И вот на фоне такого пейзажа возникает маленький, благоухающий цветущими зелёными деревьями и кустарниками сад. Всё это сделано трудами монахов, населяющих этот монастырь. Даже воду из реки Иордан они сумели сюда провести. Это место – маленький райский уголок. Среди больших зелёных деревьев поют птицы, кричат павлины, проходя среди деревьев важной походкой. Нас приветливо встретили насельники монастыря. Мы прошли на монастырскую площадь, где находятся иконные лавки и магазины и нижний храм с Чудотворной Иконой Божией Матери «Млекопитательница», к которой мы приложились. Поднявшись в верхний храм, в котором шла подготовка к выносу Плащаницы Господней, мы подошли к иконостасу, помолились преподобному Герасиму и преподобному Григорию Хозевиту, которые подвизались и трудились здесь, и стараниями которых был создан этот монастырь, приложились к иконе Григория Хозевита, поставили свечи и подали записки с именами людей, за которых надо помолиться и отправились к Мёртвому морю.

Мёртвое море или Солёное море (Числ.34,12), в которое впадает река Иордан, образовалось в том месте, где некогда стояли нечестивые города долины Сидим: Содом, Гоморра, Севоим и Щоар (Быт.14,3). Пророк Иоиль называет его Восточным морем по своему географическому положению (2,20). Греки называют его Асфальтовым, по обилию находящейся в нём горной смолы или асфальта, а арабы – Морем Лота. Почти ни одно живое существо не водится в водах этого моря, или на берегах его, и всё вокруг него является мрачным, бесплодным и как бы омертвевшим. На берегах его попадаются нередко выброшенные рыбы и раковины, очевидно занесённые сюда водами Иордана и тотчас же умирающие. Оно имеет в длину около 45 километров, и вода в нём чрезвычайно солёная, хотя и прозрачная. Недалеко от Мёртвого моря находится место, где жена Лота обратилась в соляной столб. Многие путешественники считают воды Мёртвого моря и грязи, находящиеся в нём лечебными. Большинство наших паломников в Мёртвом море не купались, и тем более не намазывались грязями этого моря. Мы лишь издали понаблюдали за ним ради интереса и отправились обратно в Иерусалим.

В Святом Граде мы заехали к Стене Плача – месту молитвы Иудеев, которая находится на Храмовой горе Мориа в юго-восточной части Иерусалима. Здесь находился Первый Храм, который построил Царь Соломон между 966-929 г.г. до Рождества Христова, и который был разрушен во время захвата Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором. Также на Храмовой горе был построен Второй Храм после возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского плена к 515 г. до Рождества Христова. В этом храме служил священник Захария, отец Иоанна Предтечи и часто сюда приходил молиться, учить и исцелять Господь Наш Иисус Христос. Впоследствии оба храма были разрушены, и после захвата Иерусалима арабами на этом месте была построена мечеть Купола Скалы. Стена Плача – это сохранившаяся часть стены Второго Храма. Мы издали посмотрели на молящихся иудеев и поехали в храм Гроба Господня. Здесь мы ещё раз приложились к Камню Помазания, помолились и начали готовиться к Великой Субботе – Сошествию Благодатного Огня в Кувуклии на Гроб Господень.

Заблаговременно поужинав в отеле и погрузив вещи в автобусы, вечером в Великий Пяток мы направились на богослужение в Храм Гроба Господня. Попасть в это время в Храм оказалось непросто. Всюду находились полицейские заслоны, особенно возле входа в Храм Гроба Господня и на Храмовую площадь. Они практически никого не пускали даже на Храмовую площадь. И всё-таки Промыслом Божиим нам удалось попасть в Храм Гроба Господня. Шёл Крестный Ход Армяно-Григорианской Церкви и полицейские открыли доступ на Храмовую площадь. Таким образом, вечером в Великий Пяток мы попали в Храм Гроба Господня на греческое богослужение погребения Спасителя.

Комментарии

Чудесные фотки по Святой Земле.Сам был там 4 раза.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.

Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация