Ошибаются ожидающие и ищущие удобств и спокойствия в жизни, для спасения необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива, скоропреходяща, зачем к ней прилепляться?
Иеромонах НИКОН

Иерусалим - город моего Христа. Колыбель былых слав

21.03.2010

фотоотчет

В 1886 году Православное Палестинское Общество, состоящее под предводительством Великого князя Сергея Александровича, воздвигло на крутом склоне горы Елеонской Русский Православный храм в честь святой равноапостольной Марии Магдалины и в поминовение императрицы Марии Александровны. Храм этот очень красивой наружности и архитектуры.

В 1888 году Святой Град Иерусалим и храм равноапостольной Марии Магдалины, освещение которого происходило в это время, посетила Великая княгиня Елисавета Фёдоровна. После трагической гибели Великого князя Сергея Александровича она стала председателем Общества. В дар храму Елисавета Фёдоровна привезла Евангелие и драгоценную богослужебную утварь. Здесь она перешла в Православие, над ней было совершено Таинство Миропомазания, и она выразила желание остаться на Святой Земле навсегда. После мученической кончины в 1918 году на Урале её тело и тело её келейницы Варвары были перевезены в Иерусалим, в Гефсиманский женский монастырь.

Я, мой сосед по комнате в гостинице, священники, бывшие с нами в паломнической поездке и одна из паломниц в Великий четверг Страстной Седмицы рано утром пешком направились из гостиницы в монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины на богослужение. Мы шли по ночному Святому Граду при мерцании огней светильников; видели небольшие группы людей, полицейских, грузчиков, которые грузили продукты для транспортировки их в торговые точки; проходили мы мимо строящейся железной дороги из Иерусалима в Тель-Авив и тихая радость, вдохновение, окрылённость были в наших душах, что мы находимся в Святом Граде у Святынь где жил, творил чудеса, проповедовал Сам Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Апостолы, святые угодники Божии. Мы обошли вокруг стен Старого города, так как все ворота в такую раннюю пору ещё закрыты, поднялись к подошве Елеонской горы, к Гефсиманскому саду и подошли к воротам монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины. Звоним в звонок у монастырских ворот; спустя некоторое время вышла послушница и открыла нам калитку. Заходим в монастырский храм. Там совершается полунощница. Священники зашли в алтарь, мы стоим и молимся в храме. Спустя некоторое время подходит ко мне алтарница, по национальности арабка, но хорошо говорящая по-русски, и приглашает меня зайти в алтарь. Оказывается, в алтарь подали очень много записок с именами православных людей, их надо было все прочитать; и поэтому наши священники позвали меня читать в алтаре эти записки. Таким чудесным образом, по Промыслу Божию, я оказался в алтаре монастырского храма. Совершали богослужение семь священников. Чудесным образом я встретился в монастырском храме с иеромонахом Нектарием из города Санкт-Петербурга, который подвизается там в Успенском Подворье Оптиной Пустыни. Мы с ним знакомы с 2007 года, и познакомились в Санкт-Петербурге, когда я был там в паломнической поездке. Отец Нектарий приехал в Иерусалим для того, чтобы увидеть чудесное Сошествие Благодатного Огня в Храме Гроба Господня. Кроме того, он собирает материал и собирается писать книгу о Митрополите Алма-Атинском и Казахстанском Иосифе (Чернове).

Продолжается Богослужение в храме монастыря равноапостольной Марии Магдалины, приближается Литургия, появляются остальные наши паломники. И вот наступает Таинство причащения Святых Христовых Тайн. Выходит их алтаря священник с Чашей, лжицей и платом в руке, читает молитвы перед Причастием. Стоящие в храме люди начинают благоговейно подходить причащаться. Сначала подходят монахи обители, потом все остальные. Благоговейное состояние светлой радости после Причащения Святых Тайн Христовых в этом Святом месте Святого Града Иерусалима переполняет всех. Встречаем американских паломников из Нью-Йорка, которые приехали увидеть сошествие Благодатного Огня и причастится Святых Тайн в монастыре равноапостольной Марии Магдалины. Подходим благоговейно ко Кресту, с которым выходит священник по окончании богослужения и прикладываемся к нему. Наша паломническая группа собирается у раки с мощами преподобномученицы Елисаветы. Мы поём тропарь и кондак преподобномученицам княгине Елисавете и инокине Варваре. Благоговейно прикладываемся к ракам с их мощами и выходим из монастырского храма.

Встречаемся за воротами монастыря с нашими гидами, которые нас ведут Крестным путем Христа по Старому Городу, называемому по латыни «Виа Долороза», т.е. «Скорбный Путь».

Наверно, нет в мире другого такого города, как Иерусалим. Потому что нет во всей Вселенной такой географической точки, где совершались столь удивительные, непостижимые события. В переводе на русский язык «Иерусалим» означает «основание, или жилище мира». Именно здесь Господь наш Иисус Христос совершил великий подвиг любви к роду человеческому. Когда смотришь на холмы и небольшие горы, окружающие город, вспоминаешь слова Псалтири: «Основания его на горах святых: любит Господь врата Сиона, паче всех селений Иаковлих» (Пс.86:1-2). Возникает чувство, что всё виденное мною давно было известно душе моей после чтения Библии, книг по церковной истории, жизнеописаний святых.

Итак, вступаем на Крестный Путь Христа и идём по нему с нашими гидами, проходя тот самый путь, которым Господь шёл на Голгофу. Проходим врата Стефана, именуемые также вратами Овчими и вратами Святой Девы. Начинаем Крестный путь от претории – места судилища в крепости Антония, где римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат судил преступников. Сюда был приведён Христос для осуждения на Крестную смерть. С благоговейным трепетом подходим к каменному зданию претории, осматриваем её, представляя себе, как Христос здесь предстал перед Пилатом на судилище. Холодок пробегает по телу, когда представляешь себя на месте Христа. Ведь в этих стенах произносился приговор преступникам. Сама обстановка мрачных стен наводит страх и трепет. Каково же было людям, которых приводили сюда и затем им оглашали приговор!? На Крестном пути 14 стоянок. Возле каждой из них мы останавливались. Подходим к темнице Спасителя, где Господь содержался перед исполнением приговора и спускаемся вниз по ступеням крутой винтовой лестницы. Спускаться надо довольно глубоко, в окружении полумрака. Только внизу самой темницы горит свет. Смотрим сквозь решётку вниз темницы, до которой ещё метра два. Вот место, где содержался Господь до исполнения приговора. Скорее всего, в то время здесь было темно. Поэтому Господу и ждущих приговора преступникам здесь было очень неприятно и жутко. Поднимаемся наверх и проходим к следующим стоянкам. Впечатляет место бичевания Спасителя, и место, где Спаситель начал нести свой Крест к месту распятия. Прикладываемся к стене этого места, проходим Крестный путь Спасителя и приближаемся к Храму Гроба Господня, или Храму Воскресения Христова. История постройки этого храма известна, наверное, всем. Святой равноапостольный царь Константин, уверовав во Христа, отправил в Палестину свою мать – царицу Елену. Царицей были проведены тщательные исследования, обретён Животворящий Крест Христов и определены все Святые места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, Богородицы и Апостолов. Итогом этой работы стало сооружение по всей Палестине христианских храмов и монастырей, главным из которых был Храм Воскресения в Иерусалиме. Под сводами этой церкви оказались места Распятия Господа, гробница, где лежало тело Христово, место помазания тела Спасителя и место Его славного Воскресения. Храм был построен царицей Еленой и освящён в 355 году. Событие это известно в Православной Церкви как праздник Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Окончательный вид Храм Гроба Господня приобрёл во времена византийского императора Константина Мономаха в 11 веке.

Входим на Храмовую площадь. Подходим ко входу в Храм Гроба Господня. Прямо у входа в Храм стоит колонна, которая, по преданию, была расколота и опалена сошедшим Благодатным Огнём, когда несколько веков назад армяне не пустили процессию во главе с православным Патриархом Иерусалима ко Гробу Господню. Патриарх стал у входа и начал молиться. Тогда Огонь сошёл в виде молнии, которая ударила в каменную колонну, опалила и расколола её. Мы приложились к этой колонне, вложили в щель, образовавшуюся после Сошествия Огня записочки с просьбами ко Господу (такая существует здесь традиция), и зашли внутрь Храма Гроба Господня. Подходим к Голгофе (в переводе с арамейского языка - «череп»), на которой стоит Крест Господень с Распятием Иисуса Христа. Здесь находится греческая православная церковь с величественным алтарём и многочисленными лампадами. Ко Кресту Господню стоит огромная очередь. Множество паломников приезжают сюда в это время со всех концов христианского мира, чтобы увидеть сошествие Благодатного Огня на Гробе Господнем и поклониться Святыням. Терпеливо ждём, когда у нас будет возможность подойти ко Кресту Господню. Наконец медленно подходим к Голгофе и прикладываемся ко Кресту Господню – самому Священному на земле месту. Непередаваемое чувство, которое испытывает в этот момент сердце, овладевает мной. Ставим свечи на подсвечники, находящиеся здесь и спускаемся вниз к Камню Помазания.

Камень Помазания – это плита, на которую после распятия было положено тело Спасителя. Он находится при входе в Храм Гроба Господня. Здесь более просторно, чем у Голгофы. Поэтому у Камня Помазания очередь людей поменьше. Можно быстрее приложиться к Камню и идти дальше, что мы и делаем.

В центре Храма Гроба Господня находится символический «пуп Земли», который символизирует Центр Вселенной. Он находится в приделе греческой церкви Воскресения Христова. К нему тоже можно прикоснуться и приложиться.

Затем идём к Кувуклии. Святая Кувуклия (от греческого «кувуклион – царская опочивальня) – это небольшая мраморная часовня в центре Храма Гроба Господня. В пещере, состоящей из двух частей – западной и восточной, находятся: шестиугольное каменное погребальное ложе в западной части, каменная ваза, в которую вложена часть камня, отваленного Ангелом от дверей Гроба в восточной части, именуемой «приделом Ангела». Желающих попасть в Кувуклию было очень много. Тем более в такой день – Великий Четверг Страстной Седмицы. Нам пришлось выстоять огромную очередь, чтобы попасть ко Гробу Господню. И вот наконец, подхожу ко входу в пещеру. Осталось несколько минут ожидания, чтобы попасть внутрь Кувуклии. Наконец, греческий монах приглашает войти в пещеру. Вот Он – Гроб Господень, находящийся в полумраке Кувуклии! Здесь мерцают горящие лампады и свечи. Люди благоговейно приклоняются перед Гробом Господним и также прикладываются к нему. Меня охватывает необъяснимое, необычайное чувство присутствия пред очами Божиими, благоговейное умиление присутствия перед Гробом Господним! Выхожу из Кувуклии окрылённый, вдохновлённый тем, что побывал у Гроба Господня и приложился к Нему! Выходим на Храмовою площадь, садимся на ступени Храма в ожидании других паломников нашей группы. Все возбуждены посещением храма. Оживлённо делимся впечатлениями друг с другом. Наконец вся группа собралась. Садимся в автобусы, едим в гостиницу. День подходил к концу. Наступала Великая Пятница.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.

Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация