- КАЛЕНДАРЬ
- ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
- СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
- БОГОСЛОВИЕ И ВЕРОУЧЕНИЕ
- ПРОПОВЕДЬ
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
- ЦЕРКОВЬ В XXI ВЕКЕ
- ПРАВОСЛАВНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
- АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ
- ТАИНСТВА ЦЕРКВИ
- БОГОСЛУЖЕНИЕ
- ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
- РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ
- СЕКТЫ И ЛЖЕУЧЕНИЯ
- НАУКА И РЕЛИГИЯ
- АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- ОБЩЕСТВО
- СЕМЬЯ
- КУЛЬТУРА
- ССЫЛКИ
Если приступаешь к какому-нибудь делу и не видишь в нем соизволения воли Божией, ни в коем случае не делай его.Антоний Великий |
В какие дни в году нельзя читать молитву за усопших? Правильно ли я читаю утренние молитвы?
18.02.2010
В какие дни в году нельзя читать молитву за усопших? Я читаю каждый день только по утрам и предпоследней, а последней читаю «Достойно есть». Это правильно? Читаю каждый день утром: «Царю Небесный», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», молитву ангелу-хранителю, молитву о живых (короткая), «Верую», две молитвы матери о детях, об учебе за детей, и ангелу-хранителю детей, «Богородице Нерушимая стена», об усопших и «Достойно есть». Что-то надо менять? Иногда в дороге по городу читаю «Живый в помощи» и «Да воскреснет Бог». Правда, не каждый день.
Светлана, 42 года, служащая, Краснодар
Уважаемая Светлана, по традиции, во время домашней молитвы мы не поминаем наших усопших в определенные периоды церковного года. Так, правильнее воздержаться от такого поминовения на Страстной седмице, когда мы переживаем последние дни Спасителя перед Его Крестными Страданиями, путь на Голгофу и Крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. А также в Пасхальную седмицу, когда христиане празднуют Пасху Христову – торжество жизни над смертью, Новую Жизнь, воссиявшую нам из гроба, когда «всё исполнилось света, небо и земля, и преисподняя». И здесь лучше подождать Радоницы – когда мы идем на могилки наших родных и близких, чтобы молитвенно вспомнить их и вместе с ними разделить радость о Христе Воскресшем. Что касается второго Вашего вопроса. В православных молитвословах Вы можете найти утреннее и вечернее молитвенное правило. Пусть это будет для Вас образцом. А исполнять его полностью или же сокращать – решайте сами или же посоветуйтесь с духовником. Но помните, что не в том главное, какое молитвенное правило исполняем, а как его исполняем. Именно об этом говорили святые отцы: «Ты все заботишься о мелочной точности правила. Заботься больше о качестве молитвы и душевном мире» (преподобный Амвросий Оптинский), «Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием» (преподобный Никон Оптинский). А святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «Будьте свободны, зная, что правило для человека, а не человек для правила». Вот мысли другого подвижника XIX века святителя Феофана Затворника: «Относительно правила я так думаю: какое ни избери кто себе, всякое хорошо, коль скоро держит в благоговеинстве пред Богом… Богу сердце нужно, а коль скоро оно благоговейно стоит пред Ним, то и довольно… А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь».
Священник Алексий Степанов,
клирик Благовещенского собора г. Павлодара