Уныние и безнадежность – от лукавых бесов, врагов наших. Святые отцы предупреждают, что перед смертью, когда человек ослабевает – враг особенно борет, даже крепко верующих, неверием и безнадежием. Боритесь с врагом именем Божиим.
Игумен Никон (Воробьёв)

Почему освящение воды на Крещение совершается дважды, и в чем их различие?

03.02.2010

Объясните, пожалуйста, почему проходит два дня освящения воды? Чем они отличаются, если совершаются по единому чину.

Почему Богоявление и Крещение - один праздник?

Татьяна, 38 лет, Павлодар


Уважаемая Татьяна, согласно Типикону, чин освящения воды совершается один раз. Оно происходит в Крещенский сочельник, после литургии святителя Василия Великого. Но по многовековой церковной традиции освящение воды совершается дважды – в сочельник и в самый день праздника Богоявления (по окончании литургии святителя Иоанна Златоуста).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них. Чин освещения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал святой Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается святому Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В "Апостольских Постановлениях" содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: "Священник призовет Господа и скажет: "И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу". Святитель Василий Великий пишет: "По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - от Апостольского предания, по преемству в тайне" (91-е прав.). В одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387 г.) содержится упоминание об особом почитании воды, набранной в день Богоявления, и о ее чудесных свойствах (в первую очередь способности не портиться в течение долгого времени): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой, и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». Феодор Чтец в «Церковной истории» пишет, что Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафевс († 488) «постановил, чтобы [молитвенное] призывание над водами на [праздник] Богоявления совершалось с вечера». К VI в. чин освящения в навечерие Богоявления уже был общепринятым на Востоке.

В памятниках XI-XII вв. отмечается, что в одних места совершается два освящения, в других - одно. Но время от времени предпринимаются попытки совершать освящение воды один раз. Например, патриарх Никон однажды за время своего патриаршества совершил освящение воды один раз. Царь Алексей Михайлович страшно рассердился, назвал его “собакой”. Московский собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение в навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см.: Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; истор. свидетельства Фоодорита и Никифора Каллиста). В самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалась лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках, источниках и колодцах ("хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Московского собора 1667 г.).

Различия между этой водой нет, а полагать, что есть какое-то различие - суеверие. Благодать освящения воды подается одна и та же - как в навечерие, так и в самый день Богоявления.

Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя. А также при Крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.

Священник Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация