Когда я нахожусь посреди врагов моих с любовью в сердце моем, тогда мне все друзья, и нет врага ни единого.
Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский

По святым местам России

14.01.2010

фотоотчет

Особое почитание и всеобщая любовь к святыням породила на Руси такой обычай, как странничество или паломничество. С незапамятных времён множество людей с котомкою за плечами, посохом в руке и молитвою на устах шли от одного монастыря к другому, находя там помощь и утешение. Наши предки прекрасно осознавали, какое значение для них имели эти твердыни. Православия.

Надолго оторванные от Церкви теперь и мы всё чаще и чаще устремляемся к рассадникам веры и духовного просвещения, каковыми были и остаются монастыри.

Моя паломническая поездка по святым местам России началась немного необычно, с очень важной и ответственной миссии. Я должен был в Калининградской области отыскать могилу моего дяди, гвардии лейтенанта Таранченко Ивана Ильича, погибшего во время войны. Не вдаваясь в подробности этого дела, только скажу, что с Божией помощью через 64 года я выполнил завещание матери погибшего сына, моей покойной бабушки, нашёл и поклонился праху воина, в январе 1945 года положившего свою жизнь на алтарь Великой Победы.

Защитник земли Русской

После трёхдневного пребывания на южном берегу Балтийского моря, 29 июля я прибыл в Санкт-Петербург с намерением посетить главные святыни этого города. Начал с Александро-Невской лавры.

В жизнеописании святого благоверного князя Александра Невского говорится, что монастырь этот был основан в начале XVIII века Петром I. Царь сам отыскал участок под строительство нового духовного центра России. А уже в 1723 году выходит его указ: “Обретающиеся во Владимирском Рождественском храме мощи святого благоверного князя Александра Невского, перенести в Александровский монастырь”.

Согласно Величайшему повелению, рака со святыми мощами в богато украшенном ковчеге, посуху и по воде, из древнего Владимира была доставлена в Санкт-Петербург. Там, где Ижора впадает в Неву, на месте знаменитой Невской битвы процессию встречал сам российский император. Под пушечный салют и колокольный звон мощи торжественно поместили в специально освящённую к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского, где они и находились до 1790 года. Затем по окончании строительства главного монастырского храма рака была перенесена в собор Святой Троицы.

В 1922 году монастырь лишился своей святыни, останки князя были изъяты и выставлены в музее атеизма. Драгоценная рака оказалась в Эрмитаже. И, только летом 1989 года, вновь, как и много лет назад по Невскому проспекту прошёл крестный ход, возвращая мощи св. благоверного князя Александра Невского в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Медленно иду вдоль толстых монастырских стен, мимо старинных зданий, храмов и часовен. К сожалению, в большинстве из них побывать не удалось. На территории монастыря полным ходом идёт реставрация.Двери Свято-Троицкого собора открыты. С порога моё воображение поражает торжество и величие внутреннего убранства. Стены храма, когда-то украшенные произведениями Ван-Дейка, Рубенса и многих известных русских художников теперь увешаны великолепными иконами. Необычайно красиво выглядит иконостас. Трудно представить, что это лишь часть того богатства, какое было до 1917 года. …Затаив дыхание приближаюсь к месту упокоения защитника земли Русской.

Князь Александр роился 30 мая (12 июня) 1220 года в Переяславле Залеском. Отец его Ярослав Всеволодович был сыном Всеволода III Большое гнездо и внуком Юрия Долгорукова, основателя Москвы. Мать – княгиня Феодосия, дочь рязанского князя Игоря Глебовича. Уже в трёхлетнем возрасте, по совершению княжеского пострига (обряд посвящения в воины) Александр получает первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Церкви и Отечества. С самых ранних лет он сопровождает отца, участвуя в походах и сражениях. В 1236 году молодой княжич становится наместником в Новгороде, а через год с востока в русские пределы хлынули несметные монголо-татарские полчища. Задрожала земля от множества конских копыт и полилась ручьями кровушка русская…. С запада тоже надвигалась беда. Шведы, немцы, литовцы, как хищные звери почуявшие добычу бросились на израненную Русь, чтобы отхватить кусок и для себя.

Перед лицом смертельной опасности князь Александр действует смело и решительно. В начале на берегу Невы он наносит сокрушительное поражение шведам, получив при этом от народа прозвище “Невский”, затем на Чудском озере наголову разбивает рыцарей Тевтонского ордена. Силою оружия осаждает и пыл неугомонных литовцев.

Суровой, наполненной тяжёлыми испытаниями была жизнь благоверного князя. Не раз приходилось отправляться ему в Орду, чтобы умилостивить татар и отвести от Руси очередную беду. Щемило сердце и подымалась кровь от насилия татарского, но не жалея себя и своей славы воинской смирением и дарами, как мог, берёг и охранял он землю Русскую. Все вынес за любимую родину князь и труды его не пропали даром…

Умер Александр Невский в 1263 году, приняв перед смертью иноческую схиму с именем Алексий. “И бысть, - пишет летописец, - плач великий, и кричание, и туга, якоже есть такова бывала, токмо и земли трястися”. С болью приходят на память скорбные слова Митрополита Кирилла, сказанные тогда осиротевшему народу: “Дети мои милые, закатилось солнце земли Русской!”

Молитвенно обращаясь к светлому образу святого князя, заказываю молебны, ставлю свечи за живущих и ушедших родственников, друзей, а когда начинается служба с чтением акафиста благоверному князю Александру Невскому присоединяюсь к стоящим у гроба.

Из храма иду осматривать монастырские кладбища. Их здесь несколько. Старейшим является Лазаревское, основанное ещё при Петре I. На нем похоронены видные деятели науки и культуры XVIII века, а возведённая на погосте каменная церковь стала усыпальницей для приближённых царя. Возникшее в XIX в. Тихвинское, почти полностью уничтожено в 1936 году. Здесь лежит известный молчальник монах Патермуфий, умерший на 129 году жизни. К востоку, за Свято-Троицким собором находится Никольское кладбище с церковью во имя святителя Николая Чудотворца. На его территории до сих пор проводятся захоронения знатных людей. Неподалеку от входа замечаю могилу А.Собчака. В северной части монастыря расположено Братское кладбище. С чувством глубокого уважения к великим трудам и заслугам усопших, подхожу к могилам М.В.Ломоносова, В.А.Жуковкого, П.И.Чайковского, Ф.М. Достоевского и др.

День клонится к закату и я, с умиротворённым чувством на душе, возвращаюсь в пригородной электричке к своим старым, добрым друзьям, давшим странствующему приют в своём доме.

Она слышит и жалеет каждого

Утром следующего дня отправляюсь на Смоленское кладбище. Еду с мыслями и желанием прикоснуться и, возможно, почувствовать, ту чудодейственную силу, которую даёт Господь истинно верующим в Него.

Не всем являет Творец свою безграничную милость, но лишь тем, кто всецело посвятил себя на служение Богу. К таким избранным принадлежит известная и глубоко почитаемая на Руси святая подвижница Ксения, прозванная в народе Ксенией Петербуржской.

Выйдя из метро, постоянно спрашивая дорогу у прохожих, минут через 20 я вхожу в кладбищенские ворота. Ещё немного продвинувшись по аллее, среди деревьев, оград и памятников, замечаю зелёную часовенку, к дверям которой рекой устремляется извилистая очередь. Присоединяюсь к живому людскому потоку. В ожидании необыкновенной встречи всё громче и громче начинает стучать моё сердце…

Матушка Ксения … Она слышит и жалеет каждого. Рассеивая мрак, открывает Божию волю искренне вопрошающим. Нежданно является на помощь скорбящим и страждущим, наполняя их души надеждой и верою.

Народная молва сохранила причину отречения её от мира. Внезапная смерть горячо любимого мужа Андрея Фёдоровича Петрова так поразила двадцатишестилетнюю вдову, что Ксения сразу забыла обо всём земном, человеческом. В душе совершился великий переворот, произошло полное перерождение плотской женщины в женщину духовную.

Для достижения истинной духовной радости Ксения избрала тяжёлый путь юродства Христа ради. Надев на себя костюм мужа, она стала всем говорить, что Андрей Фёдорович вовсе не умирал, а умерла его жена Ксения Григорьевна и, откликалась, только если её называли Андреем Фёдоровичем.

Со временем к странностям Блаженной люди привыкли, понимая, что это не простая нищая побирушка, а какая-то особенная… Зимой и летом одетая в жалкие лохмотья, бродила она по грязным улицам Петербурга, отказываясь от всякой милости. Брала Ксения от добрых людей, только “царя на коне” (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала таким же бедным и нищим, как и она сама.

Ночами выходила блаженная в поле коленопреклонённо становилась на молитву и до самого восхода солнца не вставая, делала поклоны на все четыре стороны света. Где и как отдыхала Ксения, знал только один Господь Бог.

Невозможно представить, какими сверхчеловеческими силами надо было обладать, чтобы носить в себе такой сильный внутренний духовный жар и такую глубокую веру!?

По этой вере и стала творить она столь дивные дела. Своим смирение и любовью стяжала она и благодатный дар прозорливости.

Этим даром она помогала и продолжает помогать в деле жизненного устройства и духовного спасения, о чём свидетельствуют многочисленные случаи. Десятки и сотни их, рассказанных и записанных известны каждому, кто интересовался жизнеописанием рабы Божией Ксении.

С волнением припадаю к белой гранитной плите, под которой покоятся святые мощи великой подвижницы. “Кто меня знал, да помянёт мою душу для спасения свой души”.

Такая надпись высечена на гробнице Ксении Петербуржской. Слова эти явственно указывают на наше постоянное взаимное общение между живыми и умершими, основанное на молитвенной помощи друг другу.

“Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас”, повторяю я, как и многие пришедшие сюда со своими скорбями и болями, думами и заботами за её целительной помощью и советом…

Великий угодник Божий

Неоднократно приезжая в Ленинград, осматривая его достопримечательности, мне ни разу, не удавалось побывать в Кронштадте, хотя намерения такие были. Теперь собираясь посетить Северную столицу, я чётко определил себе цель – увидеть и поклониться местам, связанным с жизнью и деятельностью молитвенника земли Русской, небесного покровителя Санкт-Петербурга, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

Всю дорогу пока ехал из Петербурга в Кронштадт моросил дождь. Но как только автобус достиг конечной остановки, тучи неожиданно разошлись и на небе засияло яркое, ласковое солнце, словно Сам Господь благословил моё пребывание здесь.

Мимо красивых зданий Морской библиотеки и Дома офицеров направляюсь к центру города, чтобы своими глазами увидеть главное архитектурное сооружение острова Котлин - Морской собор.

С фасадами украшенными гранитом, глазурным кирпичом и мозаичными иконами, покрытый огромным медным куполом, он действительно производит неизгладимое впечатление. В нескольких шагах от собора засматриваюсь на величественный памятник адмиралу С.О. Макарову.

Походив по Якорной площади, узнаю от продавца сувенирной палатки, где находиться музей-квартира св. праведного о. Иоанна, и теперь уже спешу на угол Андреевской и Посадской улиц. Снова начинается дождь.

Вот он дом 21. Небольшой двор, обычный подъезд. Вхожу и останавливаюсь, чтобы перевести дух. Затем медленно по ступенькам поднимаюсь на второй этаж и открываю дверь №13…

Святой праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергеева и жены его Феодоры.

По окончании семинарии и Духовной Академии, отец Иоанн был направлен в Кронштадт, священником в собор святого апостола Андрея Первозванного. Здесь он священствовал 53 года, отдавая все силы служению Богу и заботясь о страждущих и угнетённых.

В Кронштадте отцом Иоанном были основаны ночлежный дом, лечебница, детский приют, бесплатная столовая, библиотека. К нему стекались многочисленные пожертвования, которые направлялись на добрые дела.

На службы к Кронштадтскому священнику собиралось до 5-6 тысяч верующих. Исповедовать каждого не представлялось возможным. Поэтому, получив благословление Синода отец Иоанн начал проводить общие исповеди. Внимая его обращениям со словами скорби и любви – люди, откровенно, не стесняясь, вслух исповедовались в своих грехах, чувствуя присутствие высшей благодати. При этом почти все рыдали, омывая свои души слезами.

Всю свою жизнь в Кронштадте о. Иоанн Ильич Сергеев прожил в этой небольшой скромной квартире причта Андреевского собора. Сколько сокровенных не ведомых миру подвигов было совершено здесь, сколько молитвенных воздыханий вознесено перед лицем Божиим, сколько было явлено дивных откровений и знамений. Воистину, вся эта квартира освещена “Жизнью во Христе” великого праведника.

Вместе с небольшой группой паломников осматриваю комнаты. Их пока три (остальные ещё не выкуплены). Небольшая комната справа сплошь увешена картинами, иконами и экспонатами церковной одежды. Из неё отец Иоанн выходил на балкон благословлять постоянно пребывающий к дому народ. Пропев тропарь святому праведнику и помазавшись маслицем из лампадки, проходим дальше.

В двух других комнатах расположенных по коридору слева воссоздан интерьер конца XIX и начала XX веков. Перед нами “святая святых” – кабинет дорогого Батюшки, который был ему одновременно и рабочей комнатой, и кельей, и спальней. Вот за этим столом составлял он свои вдохновенные проповеди, вёл ежедневный духовный дневник. Здесь имел он чудное видение Божией Матери изрёкшей Своему избраннику утешительные слова: “Милейшие вы чада Отца Небесного”.

В последние годы жизни о. Иоанн тяжело болел. На предложение врачей поддерживать свои силы скоромной пищей решительно отвечал: “Благодарю Господа моего за ниспосланные мне страдания для предочищения моей грешной души. Оживляет – Святое Причастие”.

На этой квартире, 20 декабря 1908 года Великий Угодник Божий отошёл ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.

Похоронили отца Иоанна в церкви-усыпальнице устроенной для него в подвальном помещении Иоанновского монастыря на Карповке.

Выйдя из квартиры, в уютном маленьком сквере, с другой стороны дома фотографирую памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому. В который раз начинается дождь. Надо спешить к автобусу. По пути делаю ещё одну остановку – на месте разрушенного Андреевского храма. Люди, братья, что же мы наделали? Господи, дай нам разум всё понять и время исправиться…

Обитель святого праведника

Как Ноев ковчег среди бушующего моря мирского соблазна стоит Иоанновский ставропигиальный женский монастырь в Санкт-Петербурге.

Своим возникновением монастырь обязан святому праведному Иоанну Кронштадтскому - великому молитвеннику и светильнику церкви Христовой.

Вначале о. Иоанн хотел устроить здесь новое подворье Сурского Иоанно -Богословского женского монастыря основанного им на свой родине в Архангельской губернии, но монастырь этот оказался слишком значительной постройкой в городе, чтобы ему оставаться только подворьем. Строительство обители началось весной 1900 года, 17 декабря 1901 года она уже была освещена, а ещё через два года подворье стало самостоятельным монастырём.

Пламенной молитвой благословил Батюшка монастырь: “Благодарю Господа за радость освещения моего великолепного храма, который Он дал мне устроить в столице России - Петербурге. Как бы чудом, каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной Невы – реки.

Да прославится здесь Имя Господне до скончания века, - и да процветает в Обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестёр монахинь, да соберёт новый храм в стенах своих множество народа для молитвы и прославления Господа и для утверждения в благочестивой вере”.

Много трудов и забот принял о. Иоанн, чтобы как можно лучше устроить саму Обитель, так и возвысить духовную жизнь её насельниц.

При Батюшке монастырь стал вполне благоустроенным и находился на полном самообеспечении. Здесь были золотошвейная, белошвейная иконописная мастерские, своя типография, просфорная пекарня, лазарет. С монастырского сада и огорода сёстры всегда снимали богатый урожай.

Огромная любовь народа к своему Пастырю, за его доброту и помощь привлекала сюда тысячи верующих, а после блаженной кончины Святого Праведника паломничество в монастырь стало ещё многолюдней.

В 1923 году Обитель была закрыта. И только через 66 лет страданий, забвения и запустения монастырь возродился вновь. Сбывается пророчество о. Иоанна Кронштадтского: “Просветится место это и из не устроенного будет благоустроенным, из малоизвестного - много известным”.

Сейчас, как и прежде тысячи паломников стекаются со всех сторон России, да и не только её, помолиться Великому Угоднику Божию и испросить его помощи, избавления от душевных и телесных скорбей и болезней. Предстательством Батюшки уже в наше время совершаются многие чудеса.

Я тоже, один из многих страждущих, захожу в храм-усыпальницу к святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому, чтобы хоть на несколько минут забыть тяготу земную и укрепить своё сердце верой и надеждою.

Молитесь, просите, кайтесь!

Ночным поездом Санкт-Петербург-Москва, 3 августа в 10 часов 30 минут утра я прибыл на Ленинградский вокзал. Спустившись в метро, доехал до станции “Марксистская”, вышел на улицу Таганскую и, минут через 10-15 ходьбы, был в Покровском ставропигиальном женском монастыре. В этой старинной обители уже 11 лет покоятся святые мощи блаженной старицы Матроны, или попросту Матронушки, как её ласково называют в народе.

Умерла святая Заступница 2 мая 1952 года и, вначале, была похоронена на Даниловском кладбище, как сама того и хотела. Многие годы могилка Матронушки была здесь самой посещаемой. Имя московской подвижницы не сходило с уст верующих. К покойной, люди шли, будто к живой. Молились, делились с ней своим горем, просили, получали заступничество и возвращались на путь жизни.

Честные останки блаженной старицы были обретены 8 марта 1998 года, а 1 мая, ровно через 46 лет со дня её кончины, препровождены в Покровский монастырь, где и почитаются всенародно.

Занимаю место в конце многолюдной очереди, ещё не подозревая, насколько она огромна. Потихоньку накрапывает дождь. Медленно течёт время, ещё медленнее движется очередь. Пройдя два поворота метров по 20 каждый, только теперь замечаю, как часто складываясь, расположилась живая цепь, занимая добрую половину территории монастыря. Часа через три ожидания, я становлюсь в другую очередь, поменьше, чтобы войти в храм Казанской иконы Божией Матери. Здесь вместе с другими паломниками пишу и подаю записки, ставлю свечи и прикладываюсь к иконе св. блаженной старицы Матронушки. При потрескивании горящих свечей приношу молитвы за живых, вспоминаю по именам ушедших родных, близких и знакомых мне людей…

Опять занимаю место в основной очереди. В руках приобретенная в храме книжица: ,,Житие и Акафист святой праведной блаженной Матроны Московской”.

Родилась Матрона Димитриевна Никонова в 1881 году в селе Себино Епифановского уезда (ныне Комовского района) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля. Родители её – Димитрий и Наталья были людьми благочестивыми, честно трудились, но жили бедно. До появления Матронушки в семье было уже трое детей, и мать думала отдать четвёртого в приют. Но ещё не родившаяся дочь явилась матери во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина, отказалась от мысли расстаться с ребёнком.

Священное писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда избирает Себе служителей ещё до их рождения. Так, Он говорит святому пророку Иеремии: “Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя”. (Иер.1.5). Господь избрал Матрону для особого служения, с самого начала возложил на неё тяжёлый крест, который она с покорностью несла всю жизнь.

О богоизбраности девочки свидетельствовало и то, что при крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего лёгкого дыма. На груди Матронушки имелась выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик.

Матрона родилась не просто слепой, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела во сне её мать. Но Господь дал ей духовное зрение. Ещё в младенчестве по ночам, когда в семье все спали, она пробиралась в святой угол, непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в тишине играла с ними.

Дом Никоновых стоял рядом с церковью Успения Божией Матери, и девочка буквально выросла в храме, ходила на службы вначале с матерью, а потом, при всякой возможности сама.

Даром прозорливости, чудотворения и исцеления Матронушка была отмечена Богом с ранних пор. Вдруг стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По её молитвам люди получали исцеления от болезней, утешения в скорбях. К дому родителей стали приходить и приезжать со всего уезда и других отдалённых мест. Даже лежачих, тяжелобольных Матронушка поднимала на ноги.

В отрочестве девочке представилась возможность попутешествовать. Дочь местного помещика благочестивая девица Лидия Янькова брала её в паломнические поездки в Киево–Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург и другие святые места.

Существует предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе попросил народ расступиться перед слепой девочкой и во всеуслышание сказал: “Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена – восьмой столп России”. Так отец Иоанн предвидел особое служение Матронушки России и русскому народу во время гонений на Церковь.

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности ходить, у неё внезапно отнялись ноги. Зная заранее, она не избегала этого. Говорила: “На всё воля Божия”.

Задолго до великих бедствий постигших страну Матронушка предсказала революцию, как “будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать”. И наступило то время, и окутал мрак ненависти и богоборчества Русскую землю… Из самых разных мест, всё также стекался страждущий народ к своей Заступнице за исцелением и наставлением. Но большевицкая власть уже с недоверием поглядывала на происходящее вокруг блаженной старицы. И Матронушке пришлось перебраться в Москву, где она с 1925 года проживёт до конца своих дней.

В огромном столичном городе было множество несчастных, потерянных, духовно больных людей с отравленным сознанием. Еще в течение почти трёх десятилетий совершала Матушка духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели.

О предстоящей войне Матронушка также знала заранее: “Будет война. Много народу погибнет. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо”.

Во время войны, просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Ломала их на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Пальцы её постоянно были в ранках. Святая говорила, что может духовно присутствовать в разных местах. На фронтах Матронушка невидимо помогала нашим воинам.

Последние годы земной жизни блаженной Старицы можно назвать пророческими. Она вещала о грядущих судьбах России, об испытаниях, которые должен перенести русский народ – хранитель веры Православной.

“Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия осталась жива и будет жить. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!”

До входа в часовню, где находятся святые мощи Божией Угодницы, остаётся несколько шагов. Волнение нарастает с каждой минутой...

Наконец я подхожу и склоняюсь под сенью серебряной усыпальницы со всех сторон, окружённой букетами живых цветов. В нижней части её установлена серебряная рака с изображением святой блаженной старицы Матроны. Сверху крупными золотыми буквами выделены слова: “Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой о своих скорбях, я буду всё видеть и слышать, и помогать вам”.

Как и тысячи пришедших сюда молитвенно прошу Матронушку о заступничестве перед Господом, к Которому она имеет великое дерзновение...

Выйдя из Покровского монастыря, опять на метро я тороплюсь к станции “Тёплый стан”. Здесь на автовокзале, буквально, на ходу запрыгиваю на подножку последнего автобуса отходящего в Козельск. Впереди встреча с Оптиной Пустынью.

Осколок земного рая.

В Козельске я бывал неоднократно, приезжая в гости к двоюродному брату, где остановился и сейчас. При первом посещении Оптиной Пустыни ровно 30 лет назад моя память сохранила монастырские ворота из красного кирпича с изображением на арке иконы Божией Матери. Помню музей, размещённый в одном из храмов, на мемориальной доске которого была надпись, что монастырь, неоднократно посещали Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др. Повсюду стояли комбайны, трактора, сеялки, тогда там размещался сельскохозяйственный техникум.

При последнем посещении (в 1992 г.) запомнился ярко синий купол возрождающегося храма.

Прошли годы, многое изменилось. Закончилось насилие безбожников. Помрачнение постепенно стало спадать с людских душ. Господь не оставил нас и не дал по нашей греховности, окончательно отпасть от Истины. Он продолжает являть нам, примеры своих святых. Подвигами отречения от всего греховного Святые Угодники стяжали великую и живительную Благодать Божию, которую и изливают они на всех приходящих за помощью, даже после окончания своего земного пути.

Таковыми были и остаются Оптинские Старцы. Составляя эти записи, и просматривая определённую литературу, я попытался найти этому явлению соответствующую характеристику.

Старчество - это особый духовный союз, состоящий в искреннем духовном отношении к послушанию духовных детей своему духовному отцу или старцу. Ученики добровольно раскрывают перед учителем свою душу, помыслы желания и поступки, испрашивают его советов и благословения на любые дела. При этом следует отметить, что послушание старцу – это не стеснение свободы, а стеснение произвола падшего человеческого разума, не понимающего всеблагой и все совершенной воли Божией. Поэтому послушники без размышления повиновались своему старцу и выполняли все его указания как откровение этой воли. Нравственная христианская свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении, так же как и политическая – не в анархии, а в правильном управлении. Старческое окормление помогает в борьбе со страстями и подкрепляет в минуты уныния, малодушия сомнения, служит верным покровом от вражеских бурь всем, кто прибегает к его мощному содействию.

Оптину Пустынь ежедневно посещало великое множество богомольцев всех сословий и званий. Но не звание, не состояние не имели ни какого значения в глазах старцев. Они радовались с радующимися и плакали с плачущими, скоро решали все недоумения и врачевали душевные недуги. И всё это в сочетании со сверхчеловеческой силой, духовным зрением и прозорливостью.

“Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши на землю, не умрёт, останется одно, если умрёт, то принесёт много плода” (Ин.12,24). Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались спасти их и наставить на истинный путь. Чужие горести и падения они делали как бы своими собственными, умирая каждый день, принимая страждущих до полного изнеможения, слабые телом, но сильные духом и любовью. Именно такие пророки–утешители во все времена нужны людям, усталым измученным горечью жизни, боящимся какого-либо неосторожного прикосновения к их ранам. “Утешайте, утешайте народ мой”. (Ис.40,1) .

В XX веке, когда русский народ стал отходить от веры, православных уставов и отеческих традиций, сразу же все сметающая буря бед и зол пронеслась над Россией. Со всех сторон устремились богоборцы на Русскую Православную Церковь, безжалостно убивая священнослужителей и мирян, разрушая и оскверняя храмы, монастыри и святыни, стараясь навсегда уничтожить на Руси православную веру.

Оптина Пустынь была официально закрыта большевицким декретом в январе 1918 года. Постепенно конфисковалось имущество. В 1923 году были выселены последние монахи. Обитель превратили в лесопильную артель, а Скит в Дом отдыха. В кельях поселились миряне, обзавелись хозяйством, огородами. Все вещи из храмов были расхищены, увезены и проданы с аукционов. Надгробные кресты, памятники, часовни над могилами старцев снесены и выровнены с землёй.

В 1929 году начались поголовные аресты монахов живущих вблизи монастыря и по его окрестностям – городам и деревням. Подавляющее большинство насельников Оптиной были репрессированы: расстреляны или погибли в лагерях, разделив судьбы миллионов своих соотечественников.

Во время войны в монастыре размещался госпиталь, а потом воинская часть. В 60-е годы была разрушена колокольня и разобрана Владимирская больничная церковь. Святой источник преподобного Пафнутия Боровского залили бетоном, так как сюда продолжали приходить за водой паломники.

Но и в годы богоборческого лихолетия люди стремились побывать на святой земле монастыря. Порушенная и осквернённая она притягивала многих. К местам упокоения старцев верующие приносили цветы, как святыню брали землю с их могил. Своими молитвами старцы всё также продолжали помогать людям, Церкви, России. А те оптинские монахи, которые были их учениками, находясь в тюрьмах и лагерях, не только сумели устоять духом, но и призывали народ к вере и молитве за страждущее отечество. Среди них, ныне прославленный в лике святых схиархимандрит Севастиан Карагандинский.

Есть предположение, что именно в эти непростые годы и родилась широко известная “Молитва Оптинских старцев”, как простое выражение искренней народной веры, когда не оставалось ни храмов, ни священников, ни книг…

Старец Анатолий некогда предсказывал: “Будет шторм, и русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Не все, не все погибнут. Но Бог не оставит тех, кто будет уповать на Него, надо молиться. После бури будет и затишье. Явлено будет великое чудо Божие. Все щепки и обломки силой Господней соединятся, и воссоздастся корабль в красе своей и пойдёт путём Богом ему указанным. Да, да – это так и будет: явное для всех чудо!”.

И вот утром 5 августа, я снова стою перед воротами возрождённого монастыря. Благословенная Свято-Введенская Оптина Пустынь. Заветное, святое место сияющее светом подлинно христианской любви. Какими словами передать всю радость чувств и ощущений от увиденной красоты?!

Ступив на святую землю монастыря, вначале захожу в храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где начинается поздняя литургия. Этот собор является самым большим в Оптиной Пустыне. В нём три предела. От резного иконостаса невозможно отвести взгляд. Стены украшены большими иконами и фресками, выполненными по древнему способу “влажной росписи”. По окончании службы, подхожу и склоняюсь к мраморным надгробиям, под спудом которых покоятся святые мощи преп. Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I.

Главным храмом монастыря является – Введенский, освящённый в честь Введения в Храм Пресвятой Богородицы. Здесь пребывают святые мощи преподобных Амвросия и Нектария, а также находится особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. С благоговением прикладываюсь к великим святыням.
Ещё одна церковь в честь иконы Владимирской Божией Матери, стала усыпальницей для преподобных Старцев Оптинских: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова) и Иосифа. Во Владимирском храме ежедневно совершается исповедь.

Четвёртый действующий храм на территории монастыря в честь Преображения Господня. Здесь похоронен преп. исп. Рафаил (Оптинский). Ещё три храма в Оптинной Пустыни восстанавливаются и реставрируются.

На монастырском кладбище нахожу могилы оптинских иноков – иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. Сейчас на месте их погребения возводится часовня. Доступ в неё открыт, и я склоняюсь над могилами новомучеников.

В старинном акрополе, на восстановленных могильных плитах опять можно прочесть фамилии попечителей, благодетелей, известных писателей, философов, военных и других людей в разное время духовно связанных со святой Обителью.

Монастырь остаётся местом молитвенных подвигов проживающих здесь Угодников Божиих. У святых мощей Оптинских старцев многие просящие обретают благодатную помощь. В этом и заключается служение Оптиной Пустыни.

Преп.Иосиф обращаясь к каждому из нас говорил: Не отбивайся от Оптиной, верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности, найдёт удовлетворение милостью Божией и за молитвы великих отцов Льва, Макария, Амвросия… Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым останкам”.

Из пяти дней пребывания в Козельске, Господь благословил меня посетить Оптину Пустынь четыре раза. Я присутствовал на различных службах, исповедовался, причастился, молился о здоровье живых и упокоении усопших, пил воду и купался в святых источниках, заходил в келью преподобного Амвросия, прикасался к великим святыням…

Вспоминая те чудесные минуты, радуясь увиденному, я теперь точно могу сказать, что есть в нашем мире уголки сохраненные Господом - осколки земного рая прообразом и живой иконой Царствия Небесного которых являются монастыри…

Иван Кандыбаев, прихожанин Благовещенского собора г. Павлодара Павлодар-Калининград-Санкт-Петербург-Mосква-Козельск-Павлодар

2009 г.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Павлодарской епархии
Митрополичьего округа в Республике Казахстан


Контактная информация