Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум, отсюда же является нерадение и рождается сердечное нечувствие.
Преподобный Варсонофий Великий

Является ли грехом вера в приметы?

28.12.2009

Много лет меня одолевает один вопрос, я уже обращался за советом к священнослужителям, но тогда был ещё старшеклассником и не так осознавал эти вопросы. Скажите, следует ли верить в приметы? Но не в приметы о погоде, а приметы вроде чёрной кошки, женщины с пустыми вёдрами и прочим? Грех ли это? Ведь, к примеру, стуча по дереву, человек отпугивает злые силы, хотя в этом есть нечто языческое, а опрокидывание соли через плечо отпугивает уже совсем не языческого сатану или бесов? Скажите, как нужно относиться ко всем этим приметам?

Юрий, 23 года, репетитор, Алма-Ата


Уважаемый Юрий, к вере во все перечисленные Вами приметы (и подобные им) следует относиться как к грубому языческому суеверию. И вот почему. Если допустить, что все эти приметы действительно работают, то придется прийти к выводам, которые противоречат христианскому вероучению. Во-первых, вера в приметы ставит под сомнение существование Промысла Божия и Его милосердия. А во-вторых, человек лишается дарованной ему Богом свободы нравственного выбора или весьма ограничивается в ней. Скажем, некий человек верит в Бога, доверяет Ему, живет по Его святым заповедям, молится, но все это напрасно, так как перебежавшая дорогу кошка, или разбитое зеркало неизбежно принесут несчастья. Такие положения неприемлемы для христианина.

Вот что говорит о вере в приметы святитель Иоанн Златоуст: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

А вот еще одно предостережение от веры в приметы. Оно принадлежит другому великому вселенскому учителю и святителю – Василию Великому: «Многим из христиан кажется делом безвредным <…> собирать приметы, слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: "И это имеет значение". Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда - все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей вредный порок. Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. <…> Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существа неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами, а тебе предвещает она будущее. Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем, а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели, по действию демонов, птицы летают для твоего обольщения, то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон и кружащийся орел, по недостатку лова, приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни - все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?».

Священник Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация