Хачкар - символ возрождения и любви, или частичка Армении в ВКО!

PICT0146xah.jpg

29 октября на территории Свято-Троицкого мужского монастыря состоялось торжественное открытие первого на Восточно-Казахстанской земле и седьмого по счету в Республике Казахстан хачкара, изготовленного и привезенного с Еревана, а затем установленного здесь армянским культурным центром «Арарат».

На открытии хачкара присутствовали: Благочинный Усть-Каменогорского церковного округа наместник Свято-Троицкого мужского монастыря игумен Митрофан (Тузов), гость с Алма-аты, священник армянской апостольской церкви «Святого Карапета» Тер Маркос, председатель армянского культурного центра «Арарат» Дживан Мнучарян, зам. акима города Усть-Каменогорска Нургазиев Аскар Кисаевич, секретарь маслихата Головотюк Владимир Михайлович, заведующий секретариатом Ассамблеи народов ВКО Тусипбеков Тусипхан Тусипбекович, председатель областного Совета ветеранов Воронин Николай Петрович и другие высокие гости, а также представители различных культурных центров ВКО, средств массовой информации, горожане.

После того, как была разрезана символическая красная ленточка и снята ткань с монумента, перед глазами присутствующих предстал армянский мемориальный памятник в виде вертикально поставленной каменной плиты с резным изображением на нем большого креста в сложной орнаментальной композиции. Как сказал председатель армянского культурного центра «Арарат» Дживан Мнучарян, идея - установить хачкар в Усть-Каменогорске - возникла примерно два месяца назад. В Ереване мастерами-варпетами на средства армян, проживающих в Восточном Казахстане, был изготовлен этот хачкар, а затем на самолете был привезен сюда. С разрешения Главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия, а также местных властей было выделено место на территории Свято-Троицкого мужского монастыря под установление хачкара.

Что же такое хачкар? Если перевести дословно, то «хач» - это крест, а «кар» - камень, то есть крест-камень. Но хачкар не просто каменный крест, а художественный символ армян, означающий - и орудие казни (на кресте был распят Иисус Христос), и символ новой, вечной жизни, путь к которой открыло искупительное самопожертвование Господа. Под крестом на хачкарах также высекают круг, символизирующий зерно, упавшее в землю и там почившее, чтобы весной возродиться и дать начало новой жизни. А еще круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Хачкар – явление уникальное и чисто армянское. Ни один хачкар, говорят, даже у одного мастера, не является точной копией другого, поэтому каждый по-своему неповторим и уникален. В нем отражается тонкое чувство красоты и история народа. История возникновения крест-камня – хачкара уводит нас в самое начало IV века, когда в 301 году армяне приняли христианство. На месте памятников языческого культа воздвигались деревянные кресты в человеческий рост, но поскольку в ту эпоху деревянные памятники сжигались противниками не окрепшей еще, юной религии, христиане стали заменять их каменными – так называемыми крылатыми крестами. С 12 века монументальный характер резьбы ранних хачкаров сменился на тонкость и лёгкость ажурного узора.

Тер Маркос, священник армянской апостольской церкви «Святого Карапета», прибывший из Алма-аты, в своей поздравительной речи подчеркнул, что теперь у армян Восточного Казахстана есть место, куда они могут прийти, чтобы помолиться, почтить память жертв геноцида, произошедшего в 1915 году, вспомнить своих родных и близких, оставшихся в Армении. Крест-камень – хачкар - это частичка Армении в Восточном Казахстане, также символизирующая, что армяне, как и русские, украинцы, поляки и другие народы, проживающие в ВКО, не чужаки на этой земле, а ее полноправные жители и граждане Республики Казахстан.

Затем Благочинный Усть-Каменогорского церковного округа наместник Свято-Троицкого мужского монастыря игумен Митрофан (Тузов) в своей речи отметил, что место для установления хачкара тоже выбрано не случайно. Это историческое место. Отсюда начиналась история Усть-Каменогорска. И народы, проживающие на этой земле, объединены не только границами государства, а ранее границами Советского Союза, но Господь собрал нас всех вместе, чтобы показать всему миру пример нашего единодушия, благожелательности и взаимовыручки между народами. Кроме того, Святой крест почитается не только армянами. В РПЦ крест – это символ страданий Иисуса Христа, символ перенесения скорбей и обид, а также символ любви. И эта любовь должна нас всех объединять, вести к миру, спокойствию, взаимопониманию. А иначе, если не будет любви, то и все памятники будут напрасны.

Но пока есть, Слава Богу, на свете любовь, будут устанавливаться памятники, а люди будут приходить к ним со своими чаяниями и надеждами. И насколько символичным стало событие, произошедшее следом после торжественного открытия хачкара. Это первый обряд – Крещение.

Несмотря на пронизывающий ветер и холод, молодые мужчина и женщина отважно решились принять прежде Крещение, а в конце недели здесь же обвенчаться по всем правилам армянской церкви. Вот уж поистине, что только не делается ради любви! Спаси всех нас Господи!

Марина Колосова


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Астанайской и Алматинской епархии

    

Контактная информация