Прот.Дмитрий Смирнов: "Что даром, а что за деньги" (Радиобеседа)

odms.jpg

У Вас в храме, батюшка, есть ящики для пожертвований в пользу малоимущих, а в других храмах таких нет, а есть ящики для пожертвований на храм. Скажите, есть ли разница между  милостыней и пожертвованием на храм? И допустимо ли, если это одно и то же, в момент, когда я жертвую на храм, в уме произнести просьбу или молитву Господу? Является ли это нарушением или нет?

- Нет, конечно. У нас в храме действительно есть кружка, мы помогаем многодетным семьям, одиноким старикам, детям-сиротам. Деньги тратятся только на это. И благотворительность в той или иной форме существует в каждом храме. Тут важно не то, на какие нужды идут деньги, а другое, что вы оторвали от себя, и что это сделано ради Бога. А на что эти деньги пойдут: на содержание хора, смену проводки или на зарплату сторожам -  не так важно. Но милостыня для нашей молитвы необходима. Говорят, молитва имеет два крыла - пост и милостыню. Поэтому очень хорошо, когда вы сотворите милостыню, тем более, целенаправленно. Что вот, Господи, приношу эту жертву, помяни и прости и спаси рабу Божию такую-то. Поэтому вы все делаете совершенно правильно.

И еще. Второе крыло нашей молитвы - это пост. В широком смысле этого слова, а не просто воздержание от каких-то видов пищи. Вообще воздержание от всякого зла. Потому что если человек спокойно грешит, не задумываясь, то молитва его не может творить того, что он желает. Потому что этот человек нарушает правила жизни, которые установил Бог, и которые нам даны в Откровении. Это совершенно очевидно. Поэтому, чтобы молитва наша была результативной, чтоб мы получали просимое - нужно соблюдать эти условия. Во-первых, стараться не грешить. Второе -  творить добро. А третье -   во время молитвы прощать всем людям, которые к тебе имеют претензии, или ты к ним. Нужно обязательно примириться сердцем, потому что от того, как мы прощаем грехи ближним, зависит,  простит и нас Господь.

- Я работаю адвокатом, и постоянно ощущаю внутреннюю борьбу. Получается, что я оказываю людям помощь за деньги, и в то же время я должен их брать, потому что надо кормить семью. С одной стороны, людям тяжело платить. С другой  - эта работа очень трудоемкая, ты отдаешь ей всего себя. И ты знаешь, что меньше брать нельзя, иначе не заработаешь необходимый минимум, чтобы прокормить семью. Тут такой случай произошел.  Я помогал семье православного батюшки. А когда со мной расплачивались - были в претензии, почему так дорого? А я говорю: но я же по результату, я же  вам помог! И мне  даже плохо стало. В общем, я не знаю, как быть дальше.

- Понятно. Такая проблема существует и, наверное, пока мы с вами не состаримся, будет существовать, потому что мы все советские люди. Советскому человеку внушали, что он все получает даром. Бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатные занятия спортом и даже бесплатные юридические услуги. И конечно, человеку трудно представить, что существуют люди так называемых, свободных профессий. Висит картина, написано там - 70 тысяч рублей. Подходят, спрашивают, что так дорого? За сколько он ее написал? По этому поводу был такой анекдот, точнее быль.

На заводе Генри Форда сломалась машина. Вызвали инженера и спросили, что с ней? Включили мотор, он взял мел и очертил кружком и поставил крестик. Вот в этом месте такая-то неполадка. «Ну, сколько вам за работу?» Он говорит: « 1001 доллар». «А из чего складывается эта сумма?» - «Один доллар за то, что поставил крестик, а тысяча за то, что я знаю, где его поставить». Потому что человек не учитывает, что выиграть дело в суде, или стать высококлассным инженером непросто. Перед этим нужно прожить целую жизнь. И вся эта жизнь заполнена обучением. Нужно прочесть массу книг, потратить огромное количество времени, и так далее, и так далее. Вот, поэтому вы неизбежно будете с этим сталкиваться. И в этом нет ничего страшного.  Нам, священникам, в этом смысле легче. Потому что даже в самые трудные годы народ всегда понимал, что раз ты батюшку зовешь причастить и так далее - надо дать денег, люди дают сами, и нет нужды какие-то там таксы назначать. И дают-то всегда больше, чем могли бы все эти труды стоить, потому что народ так приучен. Батюшка, который переезжает жить во Францию, Италию, или Германию, сразу сталкивается с проблемой. Там народ отучен платить священникам, потому что они получают жалование от государства. Чаю предложат, вот и все. У нас ситуация противоположная. Поэтому вы просто с самого начала оговаривайте гонорар. Что если дело будет успешно - это будет такая сумма, если безуспешно - то такая. Если вас это устроит, то - пожалуйста. И, конечно, люди будут говорить, что дорого. Это тоже совершенно понято, потому что, кроме узкого круга лиц, деньги всем довольно трудно достаются. И то, что все люди жадные - это тоже  нормальное явление. Поэтому, раз уж вы выбрали свободную профессию, это  все неизбежно. И более того, ведь вы сами знаете, как профессионал, существует море адвокатов, которые вообще ничего не делают, а просто берут деньги и совершенно спокойно обчищают людей. Берутся за какие-то безнадежные дела, что-то обещают, и так далее. А результат нулевой. Поэтому будьте спокойны. Зарабатывайте себе честное имя. Выигрывайте дела - ваша добросовестность станет известна, к вам будет очередь. Я знаю нескольких адвокатов, которые часть своих дел ведут бесплатно. Например, видят, когда человек малоимущий, тем не менее, ему помогают. Тот клиент, который побогаче,  платит полную сумму, и с этой суммы остается не только на прокорм семьи, но даже какая-то сверхприбыль. Для людей,  которые действительно попали в беду, и для которых нет возможности оплатить услуги адвоката. Можно пойти таким путем. И не стесняйтесь. Раз вы верующий и честный человек, вам незачем бить себя в грудь. Если кто-то будет чем-то недоволен -  смиритесь, потерпите, ничего в этом страшного нет. То, что вы посмиряетесь, будет пользой для вашей души, на всех угодить категорически невозможно. Делайте свое дело и будете перед Богом чисты, и ваша совесть будет чиста, и вы будете спать спокойно, и Господь вам поможет. Многие адвокаты становились священниками, и епископами. Особенно в древние времена.

- Скажите, пожалуйста, если помогаешь человеку, после операции выхаживаешь, уже 15 лет его знаешь  - и вдруг оказывается, что он подворовывает? Говоришь: «Что же ты делаешь, ведь хороший вор в своем доме не ворует!». До того дошло, что на даче уже и мой брус продает. А дома обязательно найдет, где что спрятано. Как тут быть?  

- Тут масса вариантов. Можно, вот, постараться усовестить. Как вы говорите: «Что ты делаешь? Ты воруешь у своих». Можно и в милицию заявить. Сказать, вот так и так. Этот гражданин украл мой брус. Это может его остановить. Третье -  прервать с ним всяческие отношения, потому что даже святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что в монастыре, когда заведется вор - его обязательно нужно выгонять. Он всю атмосферу портит, люди начинают друг к другу с подозрением относиться. Можно, например, поступить, как некоторые святые. Вот описано в Житиях, когда обворуют, а потом он бежит и говорит:  «Эй, ребята, вы еще мой посох забыли». То -  есть даже, когда его обворовывают, помогает им вещи перетаскивать. Это зависит от устроения человека, и от его образа жизни и так далее. Вот тут выспрашиваете, как поступить. Каждый человек должен выбрать свой путь. И свою форму отношения к этой ситуации. Вот, наш президент, что он, не знает, кто у него сколько ворует?  Знает прекрасно. А что же меры не принимает?  Просто других нет. Поэтому если вы дорожите отношениями с этим человеком, а сумма ущерба, который он вам нанес, незначительна, ну, например, брус и так бы сгнил - тогда  можно и простить ради дружбы. А с другой стороны, если сумма превышает возможности вашей дружбы -  то тогда ее можно и прекратить. Поэтому надо исходить из обстоятельств. Вот, домработницу нанимают, потом оказывается, что стали какие-то колечки пропадать, или там еще что-то.  Если начинаются подозрения, то человек прикидывает, стоит ли искать другую. Потому что другую наймешь - а она, может, больше начнет воровать. У нас вообще проблемы с честными людьми. Это какое-то национальное бедствие. С чем это связано -  не буду анализировать, но, вот, примите, пожалуйста, мои размышления на эту тему.

- Я задолжала 100 рублей таксисту в Звенигороде. Но потеряла его телефон, а мы договорились, что я ему эти деньги отдам через мобильник, на счет положу. Можно ли мне забыть об этом долге? Уже год прошел.  Как возместить, может, через какие-то молитвы, пожертвования?

- Да, если уж никак нельзя этого человека найти, то можно вместо 100 рублей 500 пожертвовать какой-то нуждающейся семье. Для успокоения совести. Но впредь нужно быть  внимательнее, потому что, видите, он вам поверил. Теперь, в другой раз он уже так не сделает. Скажет, меня тетенька обманула. Вот, у нас в храм приходили люди. Говорит один: «У меня паспорт украли, дайте работу». Ну, дали одному - а он нас обворовал. Поработал, украл, сбежал. Второй пришел. Устроили в гараж. Поработал, украл ночью новые колеса от автомобиля, дорогие, новая зимняя резина. Третий приходит. Опять обокрал, и что теперь? А теперь даже, если приходит человек без паспорта, мы говорим, - нет, браток, извини. Потому что он поработает, еда у нас бесплатная, а потом вместо того, чтобы получить причитающуюся ему зарплату, что-нибудь украдет и убегает. Так что больше не берем, наученные. Помолитесь Богу, чтобы Господь, так сказать, на его мысли так повлиял, что он впредь не отказался клиентам помогать. Потому что такой случай, конечно, его расстроит. Хотя для таксиста уж не такая большая сумма, 100 рублей. Будем надеяться, что это его добрые мысли не рассеет, и он будет продолжать в том же духе. И так всегда, когда что-то невозможно вернуть - можно отдать нуждающимся, или на Церковь пожертвовать.

- Я работаю, я мать-одиночка. Меня на работе просто заклевывают. Нет мужчины в семье, нет защиты. Надо терпеть или уйти с работы?

- По-разному. Бывает работа столь дорога, что уйти ну как-то жалко. С другой стороны, заклевывают. Ну, не физически же клюют там, железным клювом по темечку! Там что-то бабы говорят, чего-то, поддразнивают,  или там мелкие какие-то сплетни. Ну и что? Что, это так уж нельзя потерпеть, а потом если даже у вас был муж, что он пришел бы  с бабами драться?  Для того,  чтобы вас там не заклевывали? Потом, уйти на другую работу. Вы думаете, там будут другие люди? Это может быть хороший, замечательный коллектив. А через два месяца придет такая стерва, которая вообще никому житья не даст, или начальство сменится. Поэтому вряд ли стоит ожидать, чтобы все было идеально. Какой-то период может быть. Более или менее, а потом все равно какая-то гадость будет. Ну, а если все вокруг будет хорошо - значит,  болезни начнутся. Никуда от этого не денешься. Поэтому нужно действительно мужаться, как вы правильно сказали. Это не только для христианина, это вообще для всех. Жизнь - вещь трудная.

- Я пришел в православие из католичества, и у меня в православии есть много любимых святых. Но у меня также остались любимые католические святые, которые тоже мне очень близки, и с ними не хотелось бы расставаться. Можно ли мне им молиться и их почитать?

- Вопрос непростой. Если бы ко мне подошел такой человек, в храме  - я бы ему ответил вот что. На келейной молитве можешь, поминать и обращаться к ним, тем более, если у тебя есть такой опыт общения. Но с другой стороны, надо понимать, что я же не знаю, о ком идет речь, какие католические святые. Есть такие, которые в силу других представлений о святости, православием  никак не могут быть приняты, как святые. А есть такие угодники Божьи, которые бесспорно святые. Уже не говоря о том, что первые тысячу лет, когда мы были все православными, у нас вообще все святые были общие. И католики почитают и святителя Николая, и Василия Великого, и Григория Богослова, и Иоанна Златоуста, и вообще тысячи и тысячи других святых. Таким вот образом.

 -  Батюшка, объясните, пожалуйста, Евангелие о  брачном пире. Спаси, Господи.

- В этой притче Господь скрыл себя под образом Царя, Царство Небесное - под образом брачного пира, званые - это народ израилев, слуги - пророки, а воины - ангелы. Город - Иерусалим, который через несколько десятков лет после распятия Господа был сожжен и полностью стерт с лица Земли. И те люди, которых, собрали слуги со всех окрестностей вместо званых - это народы, которые некогда были языческими. Они вошли в Церковь Божию и стали новым Израилем, вместо званного народа Божия. И Господь предложил для них путь покаяния. А тот человек, который не захотел каяться, это тот, который пришел на пир не в брачной одежде. Дело в том, что по древним правилам народа израилева, каждый человек, приходя на свадебное торжество, получал от хозяина брачную одежду. Поэтому на пир могли пройти люди только в определенной одежде. А тот человек прошел не таким ходом как все, а, как в другом месте в Евангелии сказано, «прелазяй  инуде». То есть как вор и разбойник. Поэтому никакого пути к Богу, к Царствию Небесному помимо покаяния нет. Так притча эти вещи объясняет.

 - У меня два вопроса. Нужно ли давать милостыню вот, инвалидам, которые, может быть, поставлены кем-то, цыганам, алкоголикам, и так далее. Или нужно найти действительно нуждающегося? Второй вопрос.  Почему в Церкви существует презумпция виновности? Вот, у меня отец скончался. И я не знаю, крещеный он был, или нет. Одни говорят, что его мама тайно крестила, другие -  а может быть, не крестила? То -  есть я за него не могу молиться. А вдруг он был крещен, а я за него не молюсь?

- Во-первых, молиться можно за кого угодно. И за крещеного, и за некрещеного. Господь молился за всех тех людей, которые его убивали. Вися на кресте, просил - Господи, прости им, не ведают, что творят. Если сам Господь молился за этих некрещеных людей, почему нельзя нам? Да, за некрещеных нет поминовения церковного. Но, с другой стороны, человек должен сам об этом побеспокоиться. Нормальный человек, и в прошлые времена, и в наши всегда старался как можно больше сделать добрых дел, чтобы люди его поминали. Некоторые себе готовят одежду на смерть, отдают распоряжения, оставляют деньги на поминовение. Словом, люди заботятся. Ваш папа, к сожалению, не только не побеспокоился о таких вещах, даже не оповестил своих ближайших родственников, сына о том, что он крещеный. Значит, он совершенно вне этого был. Какая тут презумпция виновности или невиновности? Ясно, что человек этим никогда не интересовался. Вы сами, на своей домашней молитве молитесь, а кто же вам запретит? Как можно запретить молиться? Но в Церкви существуют определенные правила. Ну, вот. Конечно, в силу этих правил возможны и ошибки. Может быть, он был крещеный. Я вам перечислю людей, которые тоже были крещеными. Например, Гитлер, Ленин, Карл Маркс, Дзержинский, Берия, Саакашвили. Хватит? Могу много вам крещеных назвать, которые совсем не являются людьми, хоть как-то похожими на христиан. Джордж Буш  крещеный, Кондолиза Райс крещеная. Я уж не говорю про Иосифа Сталина, который вообще в семинарии учился. Поэтому быть крещеным - это только подвергнуться еще большей ответственности. С крещеного человека больший спрос. Поэтому это быть крещеным -  еще ни о чем не говорит. А говорит о человеке та жизнь, которую он прожил. Вот сейчас вы живете, и ваши родственники знают, что ходите в Церковь, молитесь Богу и поэтому никому в голову не придет вас кремировать, или еще что-то. К вам будут относиться как к православному христианину. Вы перед всеми уже засвидетельствовали в той или иной форме свое христианство. Представьте себе, некий человек, у которого нет документа о крещении, умер. Мы приходим в дом -  а у него там иконы, Священное писание лежит. Или, мы, например, знаем, что он никогда слова матерного не сказал. Естественно, мы о нем будем думать,  что он христианин. А о вашем папе нет никаких, даже косвенных свидетельств. То ли крестили его, то ли нет, то ли тайно, то ли нетайно, но опять какой смысл в этом? Смысл только в том, если человек свою жизнь прожил по-христиански. Целиком, в идеале это трудно достижимо, но хотя бы какие-то были поползновения.

- Только что речь шла о почитании католических святых. А можно ли почитать святым Ансельма Кентерберийского (Англиканская Церковь), а также Игнатия, известного нациста?  

- Нам трудно представить, чтобы Алоизия или Игнатия почитать как святых, потому что этот человек бесчувственный садист. По поводу Ансельма Кентербейского, я не очень сведущ. Есть ряд подвижников, например, отец Максимилиан Кольби, который во время войны сам пошел на смерть вместо другого, будучи заключенным  в концлагере. Ясно, что человек совершил подвиг. Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя. Он немцев убедил, что лучше ему пойти на смерть, чем тому, другому. Потому что тот еще может третьему рейху пригодиться. «А я уже, - сказал отец Максимилиан, - старый, и больной».  Его уморили голодом. Я уже сейчас не помню точно. Но был совершен христианский поступок, который послужил основанием для причисления к лику святых. Мы это по умолчанию, как бы ни отвергаем, ни принимаем. Но в отдельных случаях нас канонизация просто даже удивляет. Согласиться полностью мы не можем.

- Почему в праздник Воздвижения креста Господня объявляется день постный?  

- Потому что этот день связан с распятием. Именно для того, чтобы глубже погрузиться  в тайну созерцания Креста Господня, Его искупительную жертву, нам очень уместно попоститься. А вот пировать, когда Церковь празднует Крест, тот, на котором Христос совершил эту жертву, нам не очень уместно. Что по случаю Рождества Богородицы вполне приемлемо, то для Креста не очень уместно. И мне кажется, это прекрасный обычай.

- Батюшка, я вожу отроковицу в Храм. Откровица ходить не хочет. Не дает молиться ни себе, ни людям. Может быть, ее не тащить, как сама решит?

- А это ваша дочка?

- Да.

- А сколько ей лет?

- Тринадцать.

- Да, это переходный, самый трудный возраст. Я думаю, с ней нужно уже начать договариваться. Тащить ее, как трехлетнего ребенка, нет никакого смысла. Если силком, тогда в ней сопротивление будет расти. Она, ее личность сейчас превращается из ребенка во взрослого человека, и ей хочется самой принимать решения. Поэтому лучше действовать непрямым образом, стараться убеждением, делать так, чтобы это был и ее выбор. Можно с ней договориться. Например, ты с сегодняшнего дня будешь в храм ходить, или не будешь никогда?

- Нет, буду.

- Тогда договоримся, чтобы я так и настраивалась. В какие праздники будешь ходить? Давай посмотрим.

И вот наметить такой план. Таким образом, можно к какому-то решению прийти. Потому что, если силком тащить, будет больше вреда, чем пользы. В 13 лет дети подвижные, у них много соблазнов и интересов всяких, авторитет родителей в это время колеблется. Очень легко вообще расстроить отношения. И если неправильно действовать, человек может конфликт с родителями перенести на Церковь. Вот, родители, они такие плохие, и ходят в Церковь, а значит и мне это доставит массу неприятностей, и Церковь в этом виновата. Поэтому тут нужно очень деликатные, продуманные действия.

- Мой племянник женится 26-го, под Воздвижение. И как быть? Обидеться?

- Обижать не надо, можно прийти на некоторое время. Что, обязательно там все три дня с ума сходить? Для одних  Воздвижение, а для других просто суббота. День, когда расписываются все. Подойдите к ЗАГСу, спросите, кто знает, что сегодня Воздвижение. А у тех, кто знает, спросите, а что это такое? И понятно, что наше с вами Воздвижение это им как от Земли до Луны. Триста тысяч километров. У них совершенно другие заботы. Они живут другой жизнью. Конечно, это трудно примирить с нашей жизнью. Чем-то приходиться жертвовать. Либо отношениями с родственниками, либо службой. На следующий год тоже будет Воздвижение, а потом Воздвижение празднуется не один день. Если Вам известно, что Воздвижение у нас будет в воскресенье, его будут праздновать и в понедельник. Поэтому можно пропустить саму службу Воздвижения, а прийти на следующий  день. Есть у нас в стране ряд храмов, которые обслуживаются одним священником. Он служит праздник в приходе, где наибольшее количество народу, на следующий день, если есть, в приходе, где поменьше. На третий день ездит в третий. Народ уже знает, что приезжает не в сам праздник, а в постпразднство, или в следующий день. Для того, чтобы и их приобщить к празднику. Поэтому тут неразрешимых противоречий нет. Смотрите сами, как лучше в этой ситуации устроиться. Надо учиться принимать разумные решения.

 - Я медсестра и связана моя работа с физиологией. Известно, что работа - это послушание, а всякое ли послушание можно выполнять, если работа связана с грехом, например, таким, как аборт? Что я должна прежде -  выполнять свою работу как послушание, или  избегать ее, дабы не совершить соучастия в грехе?

- Это совершенно очевидно! Я бы оттуда ушел и нашел другое место. Даже если вы не выбиваете табуретку из-под ног того, кого вешают, а только веревку надеваете -  все равно в этом участвовать для христианина весьма нехорошо. На душе будет отражаться.

- Отец Дмитрий, говорят, наш Патриарх каялся в том, что он был агентом КГБ. Правда ли это?

- Патриарх, конечно, никогда агентом КГБ не был, и быть не мог. Но в КГБ существовало подразделение, которое занималось делами Русской Православной Церкви. Раз существует Церковь, существует и структура в КГБ. Были необходимы контакты, через которые государство пыталось ограничивать церковную жизнь.  Видя и зная деятельность Патриарха в этот период по отстаиванию святынь, противодействию закрытия монастырей, произведению ремонта храмов, можно было судить, с каким противостоянием он сталкивался. Во времена советской власти без санкции КГБ вообще не рукополагали ни одного человека в епископы. Это было просто невозможно. Была определенного рода селекция, как в Турции. Вселенского Патриарха выбирает турецкое правительство. И ничего с этим не сделаешь. Церковь выдвигает кандидатов, а уже стамбульского Патриарха назначает турецкий президент. Аналогичная ситуация в Израиле. Без утверждения правительства Тель-Авива не может быть утвержден Иерусалимский Патриарх. Думаете, что современные Патриархи совершенно свободны от контактов со спецслужбами своих государств? Это исключено. Вот, поэтому Святейшему Патриарху в этой ситуации каяться абсолютно не в чем. Он не только ничего не сделал дурного на этом поприще, но даже наоборот.

""


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Астанайской и Алматинской епархии

    

Контактная информация