Всякое смущение от лукавого. Не надо останавливаться на смущении и изнывать в нём, а отгонять молитвою. А смущение после исповеди бывает или от дьявола, или от сознательного скрытия каких-либо грехов.
Игумен Никон (Воробьёв)

Святитель Феофан Затворник: Молитвенное правило. Каково оно должно быть

1241-1.jpg

Что касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже, милостив буди»… Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами… А то из того, другого и третьего по немногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь (1, п. 2, с. 8 9).

Желаете иметь молитвенное правило…. Вечером и утром совершайте утренние молитвы и молитвы на сон… К ним прилагайте краткие молитовки 24 святого Иоанна Златоустого, что находятся в числе молитв на сон, повторяя каждую по пять раз. Затем призовите всех святых: апостолов, пророков, святителей, мучеников и мучениц, преподобных отец и преподобных матерей и всех всякого рода благоугождением благоугодивших Богу. Это вообще, а поименно: Господа Иисуса Христа, Матерь Божию, Ангела-Хранителя, святую, коей имя носите, святых, коих в монастыре есть престолы, святых, вами, по вашим обстоятельствам, чтимых, как, например, святителя Тихона… и других. Заключайте поминанием живых и умерших, о коих молитесь… Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все… Дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит… На всяком правиле о своих грехах молитесь, в коих погрешите… Чего достигнуть молитвою надо стараться? Того, чтоб сердце согрелось любовию к Богу и чувство к Богу не отходило… Для сего назначается молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную… Сию молитву чаще повторяйте и дойдите до навыка, чтоб язык повторял ее сам собою. Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями… наипаче же: смирением, сокрушением, покорностию и своей воли отвержением. Надо водрузить веру, что Бог все видит и слышит, и все сокровенности наши знает. Почему внимать себе надо и все худое отревать, а коль скоро проторгается в мыслях или чувствах, тотчас извергать его, и тут же каяться и просить прощения (3, п. 377, с. 10 11).

Им нельзя себя связывать

…Никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойны всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: «Стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди». Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве… Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему (2, п. 249, с. 77).

Его можно сокращать и прибавлять

Когда дела не позволяют вполне совершать молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно. Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно!.. А это можно походя сделать… А следовательно и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте… У святого Василия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: имей в сердце молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, а ум к Богу возноси. Апостолы всю землю обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились. И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и преданности в волю Божию, вот что надо возгревать в сердце. Правило молитвенное можете и сами сладить… Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и когда идете куда, или другое что делаете, а голова не занята, читайте их… Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его (2, п. 250, с. 78 79).

Его можно заменить краткими молитвословиями

Читать ли канон Ангелу-Хранителю? Читайте. А когда немощь или дела много, вместо читания канона, краткую молитовку к нему возносите: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешной», пятьдесят <раз> с поклонами по произволению (т. е. земные или поясные кладите поклоны). Этим можно (т.е. краткими молитовками) и все каноны заменять. Но внимание не на одних словах надо держать, а с соответственными помышлениями и чувствами. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение (3, п. 378, с. 12 13).

Как его совершать во время физического утомления

После утомления плохо совершаете вечернее правило… Прежде правила походите немножко, даже снаружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитые развеются… Тогда становитесь на правило… Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как… Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего (3, п. 477, с. 125).

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.

Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация