Внимай: что противно плотскому, ветхому, греховному человеку, то ты и делай, иди всю жизнь наперекор ему. Это - цель твоей жизни и вместе слава твоя о Христе Иисусе.
Праведный Иоанн Кронштадтский

Игумен Маркелл (Павук): Главное – не впадать в крайности

o3.jpg

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Господи! помилуй сына моего; он в новолунии беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». С такой просьбой, как мы слышали, дорогие братья и сестры, из только что прочитанного Евангелия, обратился ко Господу некий человек. И Господь, видя веру этого человека, а также его великую отеческую любовь и сострадание к сыну, тут же изгоняет беса, мучившего отрока, и тот стал здоров. «Ученики, приступив к Иисусу наедине, спросили: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17, 14-21). Такое евангельское повествование предлагает нам ныне, дорогие братья и сестры, святая Церковь.

Святитель Феофан Затворник учит, что когда читаете в Евангелии, как Господь исцелял слепых, глухих, немых, бесноватых, прокаженных, то под ними понимайте самих себя. Действительно, все мы, когда грешим, оказываемся как бы слепыми, ибо часто не можем различить, где черное, а где белое, где добро, а где зло. Мы становимся глухими, когда нам больше нравится громкая и слащавая мирская музыка, чем молитвенный напев церковных песнопений. Мы становимся немыми, когда в угоду своим страстям боимся возвысить голос за правду, постоять за ближних. Мы становимся прокаженными, когда из-за гордыни нас постепенно отвергает общество и даже те люди, с которыми мы когда-то грешили. Наконец, в греховном состоянии мы можем уподобиться тому бесноватому отроку, в новолунии часто бросающемуся то в огонь, то в воду. Ибо в состоянии греха мы обычно склонны впадать в крайности, к какому бы делу не приступали. Всякий церковный раскол, ересь или секта – это есть выражение такой крайней крайности, оформившейся уже официально и юридически.

Все мы, дорогие братья и сестры, всей душой жаждем исцелиться от своих душевных болезней, духовно прозреть, и также как тот человек, горячо просивший Господа об исцелении сына, мы жаждем, чтобы исцелились от духовных немощей наши ближние. Но бывает так, что, несмотря на все наши усилия и молитвы, у нас ничего не получается, как это не получалось и в учеников Господних. Ныне через Евангелие Господь отвечает нам, почему так бывает. Мы не можем исцелить себя и своих ближних по причине нашего маловерия. Ибо если бы мы имели веру с горчичное зерно, - говорит Господь, - и сказали горе сей: "перейди отсюда туда", и она перешла бы; и ничего бы не было невозможного для нас. Но как стяжать такую веру? Господь говорит, что сей род, то есть грехи и страсти наши, по причине которых и бывает в нас маловерие и неверие, изгоняется только молитвою и постом.

Вот мы и вступили, дорогие братья и сестры, в Успенский пост, который, хотя и очень краток, в сравнении с другими постами, но направляет все наши мысли и желания к вечности. Этот пост побуждает нас задуматься над тем, что наша земная жизнь скоро закончится успением и итог нашей жизни будет определяться тем, насколько мы сумели обуздать свои страсти. Кроме того, Успенский пост напоминает нам, что у каждого христианина в жизни должна быть своя Голгофа, а потому в начале поста выносился для сугубого поклонения крест Христов, также в каждого из нас должна быть своя гора Преображения. Не случайно грядущий праздник Преображения Господня выпадает на период Успенского поста. Этот праздник указывает на подлинную цель нашей христианской жизни – стяжание благодати Святого Духа. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что тот христианин, который не сподобился вкусить благодати Божией в этой жизни, уже не сможет этого сделать в жизни будущей.

На эту цель – стяжания благодати Божией ещё в Ветхом Завете Господь прикровенно указывал древним пророкам.

Так, все мы, дорогие братья и сестры, помним библейскую историю о пророке Божьим Илье, как он сражался с лжепророками на горе Кармил, как силою молитвы он засвидетельствовал веру в единого истинного Бога. Господь принял приносимую им жертву, а молитва лжепророков была посрамлена и все они были физически истреблены. Казалось бы, что после такой явной победы над языческим нечестием, пророк должен бы пребывать в полном спокойствии духа и радости, но жена царя Ахава, Иезавель, не убедилась явным чудом свидетельства истины Божией и продолжила преследование пророка, хотела убить его. В момент опасности Пророк обращается к Богу с горячей молитвой, выражая в ней свое недоумение по поводу продолжающегося гонения на истинных пророков, «остался я один и моей души ищут, чтобы отнять её». В ответ на молитву Пророку повелевается стать на горе для встречи с Господом. И был «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]»(3Цар.19:10-13).

Так Господь научает Пророка, что всё вокруг него успокоится, все страсти улягутся, только после того, как он сам смирится и успокоится, когда умолкнут его страсти, ибо сила Божья не в сильных порывах чувств и страстей человеческих, но в «гласе хлада тонка», то есть в тихом веянии благодати. И действительно, после этого видения пророк сумел обуздать свои страсти и сподобиться великой благодати Божией, так что он проходил через Иордан, как по суше и живым был взят в огненной колеснице на небо.Итак, для утверждения своих ближних в вере, в первую очередь будем стараться успокоить «бурю помышлений сумнительных» и вихрь многих страстей, внутри себя. А главное, будем стремиться, также как и пророк Божий Илья, сподобиться «гласа хлада тонка», прикосновения благодати. Когда мы сподобимся быть причастниками благодати, тогда обретем тот духовный стержень, который не даст нам впадать в крайности. И, хотя мы полностью не можем быть застрахованы от греха, но через покаяние мы достигнем тихой пристани Царствия Божия. Аминь.

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация