Не берись обличением врачевать того, кто хвалится добродетелями, ибо один и тот же не может быть и любителем показности, и любителем истины.
Марк Подвижник
Начал свою работу официальный сайт новообразованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии- .На сайте вы найдете информацию о правящем архиерее Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии, храмах, благочиниях и монастырях, новости епархиальной жизни,истории Православия в Северо-Восточном Казахстане-

Что за чем следует – исповедь и причастие за соборованием, или наоборот? (Радиобеседа)

5874.jpg

Радиобеседа с прот. Дмитрием Смирновым

- Как правильно приготовиться к соборованию? Что за чем следует – исповедь и причастие за соборованием, или наоборот? В  некоторых храмах соборуют без исповеди. Это меня это смущает.

- Любое смущение от дьявола. Как, интересно, могут соборовать без исповеди? Допустим, Вы хотите собороваться в четверг. Пришли в воскресенье, да поисповедовались. Кто вам мешает накануне придти на исповедь? Из чего выходит смущение? Вы хотите все сделать в один день. Это довольно  трудно. Соборование  - таинство трудоемкое. Поэтому Вы сами должны организовывать свою жизнь. И я не вижу здесь никаких поводов для смущения.

- У меня несчастье: сломала ногу и сижу дома, но стараюсь читать положенные молитвы. Вопрос такой. Я  читала, что после прочтения вечернего правила нельзя ни пить, ни есть. Если что-то вкушаешь или пьешь, то нужно опять вычитывать правила. Относится ли это к принятию лекарства? Если я приняла какие-то препараты, то есть я опять должна вычитывать правило? Или нет?

- То, что Вы спросили, никоим образом не соответствует истине. Правило прочитали, если хотите есть -  поешьте. Никакого в этом греха нет. В некоторых монастырях, бывает, после вечерних молитв уже не едят. Но это общий устав монастыря. Вы же в собственном доме сама хозяйка, можете есть и пить когда угодно. С правилами это никак не связано. Нет у нас в Церкви, и слава Богу, Устава для домашней жизни. Тем более для человека, даже временно, с ограниченными возможностями, когда ножки болят и прочее. Поэтому не слушайте всякие глупости, которые Вам говорят. Второе: лекарство - это не еда. Это надо очень хорошо запомнить. Поэтому лекарство может принимать и утром, и вечером, и ночью. А некоторые виды лекарств, например антибиотики, вообще принимают по часам. Шесть часов прошло - принял, еще шесть – опять принял. Нарушать нельзя. Потому что если вы утром не будете принимать, а примете не через шесть часов, а через 8, 12, антибиотик перестанет действовать. Поэтому  «натощак» -  имеется в виду не есть и не пить, а к лекарствам это не относится. Некоторым людям лекарства принимать нужно постоянно. От этого зависит их работоспособность, самочувствие, и так далее. А если сделать перерыв в лекарствах, то могут случиться разные нехорошие вещи. Поэтому нужно крепко, крепко запомнить: кто бы, что бы ни говорил, лекарство -  это не еда. Это некая группа химических элементов, которые не вырабатывает наш организм. И чтобы ему помочь, компенсируют лекарствами. Это никоим образом не относится к посту.

- Есть такое повествование в житии Серафима Саровского, где к нему пришли два разбойника домой. И он дал им топор, и говорит, перекрестясь: если угодно это Богу -  убивайте. Сейчас такое время, что зла много в людях проявляется. Допустим, ломают дверь в мою квартиру, или какого-то другого человека. Как поступить православному христианину, когда имеется  угроза жизни, имуществу  - моему или других людей?

- Если других людей, то христианин должен обязательно защищать жизнь их или имущество. Если он не боится или обладает определенными ресурсами, телефон, допустим, у него в квартире есть -  надо вызвать милицию, если есть ружье -  пострелять, в воздух, разумеется. Иначе посадят. Всякие меры принять. Если в Вашу квартиру ломятся, это уж как Вы сами решите. Если хотите  поступить как Серафим Саровский, то Вам никто препятствий чинить не будет. Можете даже двери открыть, сказать: ребята, заходите, берите, что вам угодно. Такие случаи тоже бывали в Древней Церкви. Но если Вы будете защищаться, никакого греха в этом не будет. Сами понимаете, одно дело не творить греха. А другое дело совершать высочайший подвиг  любви к врагам, как преподобный Серафим. Тут нужно избирать свою меру. Вот, собственно, и все. Ведь мы же не можем впрямую подражать святым. Ведь преподобный Серафим, он совершил все подвиги древних святых - и столпничество, и постничество, и бдение, и старчество, и молитва, и подвиг чтения еженедельный Нового Завета! Я не очень начитан, но все-таки никогда не встречал, чтобы человек в течение жизни Новый Завет каждую неделю прочитывал. Это, конечно, не нам чета. Это человек уникальный. Поэтому мы не можем  впрямую ему подражать.

Но когда враг направляет свое оружие против нас, мы вполне можем подражать преподобному Серафиму, князьям Борису и Глебу, которые тоже обладали оружием, были воинами, но все-таки решили уподобиться Господу Иисусу Христу. Их Святая  Церковь прославила как первых наших русских святых. Мы никогда их не забудем. Это высочайший подвиг кротости, смирения, незлобия. Но это не для всех для людей, а для избранных и, так сказать, особенных. А если на Вас напали, и в Вашей квартире еще кто-то есть - Вы уже просто обязаны защищать от всяких разбойников. Тут уж никуда не денешься.

- У моей дочери удалены надпочечники. И ей надо в семь часов утра пить таблетку. А она на причастие идет – и пьет таблетку, запивает, можно ли так?

-Конечно, не можно, а нужно! Тут нет никаких противопоказаний. В те времена, когда  разрабатывались эти правила, вообще никаких таблеток не было. Если человек тяжело заболевал, то он просто умирал.  Его соборовали -  и все. Но при каких-то легких расстройствах пили травы. Это народ всегда знал. В разных народах, в разных областях  помогали травы всякие и снадобья. Но это все-таки не медицина. А  современный человек, бывает, нуждается в  гормонах постоянно, или вот диабетики   в лекарствах против диабета. Это ничем не различается - укол сделать или съесть таблетку. И ничего в этом противозаконного нет.

- Уважаемый отец Дмитрий, не могли бы вы раскрыть ваше отношение к современной психоаналитической терапии? Современный психоанализ - это вроде бы давно не Фрейд. С точки зрения психоаналитиков, эта терапия прочищает личность, проясняет сознание. Как бы направляет человека на благородные, высокие цели.

- Во-первых, я не специалист. Во-вторых, по моим наблюдениям за результатами такой терапии я заметил, что очень много зависит от самого психотерапевта. И если человек, с точки зрения христианства, нравственный, и, действительно, искренне болеет за пациента и относится с подлинно христианским чувством, то тогда этому делу можно доверять. Но, к сожалению, наши психотерапевты также заражены всеми инфекциями современного общества. Причем инфекциями сознания - их взгляды на семейную жизнь, на воспитание детей, на отношения полов, даже на всякие такие вещи, как астрология или еще какая-нибудь оккультная чушь, совершенно не соответствуют христианству. К сожалению, бывает очень психотерапевт этому подвержен. Тогда он, конечно, вместо пользы может принести духовный вред. А в целом по методу ничего не могу сказать, потому что я не являюсь специалистом.

- Я читаю Евангелие от Марка, гл.7, ст.7. Сирофиникиянка просила  Господа, чтобы Он изгнал беса из ее дочери. А Иисус ей сказал: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо, взять хлеб у детей и бросить псам. Она же ему сказала: Господи, но и псы под столом едят крохи. Я не понимаю смысла этих слов Иисуса.

- Очень просто. Господь ей сказал, что пришел к погибшим овцам дома Израилева. Эта же женщина не принадлежала к народу Израилеву. Поэтому Он пришел не к ней. Его учение - это была следующая ступень духовного развития  человечества. А она принадлежала к такому народу, который был наполовину язычниками. То, что Он принес с собой, для язычников было недоступно. Поэтому Он ей объяснил в такой приточной, художественной форме.  «Нехорошо отнять хлеб у детей и отдать псам». Действительно, не хорошо. Потому что дитя дороже, чем собака. Хотя собака тоже домашнее животное, их любят, но все равно никто не будет отбирать хлеб у детей, чтобы накормить собак, если у человека с головой все в порядке. Она согласилась с этим. Говорит: псы едят крошки, которые упали уже со стола на пол, человек же с пола-то не подбирает. А Господь ей: да, женщина, велика твоя вера. То есть она признала: да, я пес, но я хочу хотя бы крошки того, что Ты принес. И тогда Он исцелил ее дочь моментально. Потому что она явила  такую веру, которую Господь не увидел в Израиле. Она не стала спорить: сам ты пес, как ты со мной  разговариваешь, что ты надо мной иронизируешь, какое ты имеем право, и так далее. Он указал ей на ее место. Она полностью смиренно это признала, что для человека Ветхого Завета это было уникально. Поэтому Господь, видя ее высочайшее духовное развитие, ее смирение, в чем она превзошла и книжников, и фарисеев, и саддукеев,  конечно, исполнил ее просьбу.

- Со мной бывает так. После исповеди подхожу к Чаше - и страсти с такой большой силой бушуют внутри! Получается,  эта страсть остается  в тебе, и она как бы непрощенная?

- Понимаете, оттого, что мы говорим, страсти-то не перестают бушевать. То, что мы говорим о них на исповеди - это мы ставим диагноз. А дальше нужно лечиться. Вот, человек поговорил с врачом, он ему сказал: у вас то, то и то. Что он, выздоровел, что ли? Нет, ему теперь надо анализы сдавать,  терапию подбирать, если не подошло - менять. Иногда в стационар ложиться, а там говорят: операция нужна. Потом восстанавливаться. Со страстями то же самое. Вы думаете, назвали страсти, и они вас оставили? Извините, так не бывает. Страсть нужно вытеснить из души противоположным - добродетелью. Если человек жадный, он должен каждый день нуждающимся уделять до тех пор, пока у него жадность не пройдет. На это может уйти лет двадцать. Тогда и получится. А так будет бушевать. И надо просить у Бога помощи. Для этого мы причащаемся во исцеление души и тела.

- У женщины болезнь эндометриоз. И ей, чтобы подержать свое здоровье, положено пить гормональные таблетки не как противозачаточное средство, а чтобы вылечиться. Однако некоторые из них обладают абортивным действием.

- Если есть риск непроизвольного аборта, то на это время нужно родовую жизнь прекратить, чтобы не явиться невольной убийцей своего дитя. До тех пор, пока не будет исцеления. Вот и все. Тут все просто.

- В книге одной православной писательницы духовник благословляет героя и героиню, пожилую супружескую пару, развестись, чтобы те ушли в монастыри - мужской и женский. Разве так бывает? Меня это смущает. Ведь Петр и Феврония не разводились. Они ведь ушли в монастырь так, без развода. Поясните, пожалуйста.

- Дело в том, что в древности, даже не в такой уж глубокой, сто лет назад, функции загса несла церковь. До сих пор во многих европейских государства, в США, например, брак, заключенный в церкви, в любой, в самой рассектантнейшей, признается государством как действительный. Поэтому пример с Петром и Февронией здесь неуместен. А в современной жизни у нас эти функции разделены. Поэтому, если супруги уходят в монастырь, брак должен быть расторгнут  юридически. Такие случаи бывают. Я даже знаю один, когда супруги развелись - священник и матушка. Она приняла монашество, он тоже, сейчас уже архимандрит. Дети у них выросли, и они пришли к такому решению. Это очень редкие случаи, но все-таки они бывают. Это такая есть древняя практика - люди хотят остаток свои дней посвятить молитве, посту, бдению.

- Скажите, как Вы относитесь к уринотерапии? Можно ли православным христианам пользоваться уринотерапией?

- Для меня вопрос: а чем это заедать? А так - я не врач, понимаете. На мой вкус, это вообще отдает шарлатанством. Но, во всяком случае, я не знаю ни одного человека, который мне попался в жизни -  а у меня обширный круг  знакомых, тысячи и тысячи -  чтобы он таким образом исцелился.

- Каково Ваше отношение к отчитке, которую совершает  отец Герман в Троице - Сергиевой Лавре? Мне приходилось спрашивать разных священников. И я не пришла к единому мнению.

- Должен Вас разочаровать, я в эту коллекцию Вашу свое мнение добавлять не буду. Следуйте совету апостола Павла: каждый поступает по рассуждению собственного ума. На этих отчитках я никогда не присутствовал. О тех результатах, которые бывают от них, мне неведомо. Поэтому, что я буду об этом высказываться? Раз Вас этот вопрос интересует, вот Вы его и исследуйте. А собирать коллекцию мнений нет нужды.

- Что означает монашеский постриг для человека? Сейчас монашество как бы в миру бывает. У нас  в храме три монахини - староста и две схимницы. Почему нельзя остаться в миру и вести монашеский образ жизни, если, например, обстоятельства не допускают уйти в монастырь?

- Мне тоже это как-то удивительно. Одно дело - человек принимает при советской власти. Там были всякие проблемы, даже тайные священники. А сейчас, что мешает человеку уйти в монастырь? Подвизаться, конечно, надо. Сам постриг без подвига, он, как преподобный Серафим говорил, сделает человека не монахом, а черной головешкой.

И потом, это лучше все-таки у монахов спрашивать. Я монахом никогда не был. Поэтому не знаю, что меняется в человеке. Про некоторых людей знаю, что они всю жизнь мечтают принять иноческий образ. Поэтому лучше с ними побеседовать. Тем более, у Вас храме три монахини. Вот Вы у них и спросите.

- Отец Дмитрий, меня интересует, почему на Соборе не рассмотрели большой круг вопросов, которые у нас в церковной жизни накопились, например, с прошлого собора, а уже прошло 18 лет.

- Если Вы так внимательно наблюдаете церковную жизнь, то должны были заметить, что у нас регулярно происходит Архиерейский собор, который решает насущные проблемы современной церковной жизни, вырабатывает руководящие документы. Одним из таких замечательных деяний было принятие «Основ социальной концепции Русской Православной церкви». Там и о браке, и о государстве, ну о чем только не сказано! Даже о биомедицинской этике. Вы почитайте. Церковь живет и здравствует, и мнения вырабатываются. И более того, на последнем Соборе было высказано мнение, чтобы составить такое постоянно действующее предсоборное присутствие. Чтобы были комиссии, чтобы они  выявляли актуальные вопросы современной церковной жизни и готовили бы ответы на них. Дело в том, что раньше, в эпоху Вселенских соборов, созвать такой форум  - это была большая проблема. Епископы ехали на кораблях, на ослах, на конях, на верблюдах,  шли пешком. Это была  целая огромная процедура. И они собирались, и подолгу решали. А при современных средствах коммуникации  несколько часов - и все собрались. Главное деяние последнего Собора - избрание Святейшего Патриарха и утверждение Устава Русской Православной церкви в новой редакции. Очень важные вещи, которые были продуманы и без всяких препятствий были совершены. Вы не думайте, что вас кто-то хочет обманывать или что-то от вас утаивают. Да, есть определенные проблемы, есть много неподготовленных вопросов. В Церкви очень изменились условия бытия, как теперь принято говорить, вызовы времени появились новые, о чем мы ведать не ведали. Что это значит? Многие вопросы новые, например, отношение к технологии стволовых клеток. Как это вообще? Угодно ли это Богу? Церковь еще не высказалась по этому поводу. Церковный общественный Совет по биомедицинской этике уже высказал. Но это только подготовка.

Поэтому не нужно думать, что Вас что-то беспокоит, а иерархия спит или телевизор смотрит и ничего не знает, и ей нужно подсказывать. Наоборот. Она всячески пытается активизировать церковную жизнь, дать ответы на вызов времени. И даже помимо таких сугубо церковных форумов, есть еще наш Русский национальный собор, который регулярно проходит. На нем вопросы решаются опять же под эгидой Церкви, потому что на заседаниях председательствовал Святейший Патриарх Алексий. И очень много было выработано решений общественного и даже политического плана, народной жизни. Поэтому нет нужды два года сидеть. Сейчас совершенно другие технологии. Зачем нам возвращаться в каменный век? А потом, оттого, что люди, не являясь специалистами, сидят и что-то обсуждают, ничего не изменится. Каждый вопрос требует решения специалистов. И на Соборы всегда приглашают специалистов по тем или иным вопросам.

Последний собор был запланирован на день больше. Но избрание прошло в один тур. Никто даже не ожидал, что более 500 голосов наберет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Размышляли, что будет два тура. Абсолютным большинством святейший Кирилл был избран. А так бы Собор бы еще на один день продлился. Для того, чтобы сидеть, понимаете, нужно время. Все люди заняты, епархии  требуют постоянного внимания. Просто собраться на два года, а всю церковную жизнь оставить на потом - сейчас это нереально, и не полезно, и не нужно. Так сказать, пошире надо на этот вопрос смотреть, и поглубже. И Вам все станет понятно, и у вас не будет рождаться никаких подозрений. Вы заведите себе компьютер, и там, на сайте Московской Патриархии, все документы появляются в тот же день. Вы увидите, какая обширная работа ведется в Московской Патриархии, даже по изданию документов по разным вопросам.

- Я хотела бы спросить Вас. Греховно ли использование косметики, или всевозможных ароматов, или окраска волос? А ношение брюк? Нужно ли в этом каяться и как грех воспринимать, если все равно пользуешься этим?

- А что значит каяться?

- Исповедовать как грех.

- А смысл? Каюсь, батюшка, хожу в брюках. На следующий день взяла и брюки надела.

- Поэтому и вопрос. Может быть, не стоит тогда в этом каяться, если все равно их носишь? Но не в храм, конечно. Или, например, пользуешься косметикой.

- Косметика, косметике рознь. И мотив тоже разный. Апостол Петр призывает всех женщин украшать себя лучше не плетением волос и разными украшениями, а добродетелями душевными. Это лучше, но прямого запрета на это нет. Потом по поводу брюк. Брюки - это вообще-то женская одежда. А потом она была заимствована и мужчинами. Но в Церкви все консервативно. Поэтому все меняется постепенно. И пройдет еще лет 10-15, и женщину в юбке мы редко встретим в церкви. Потому что современная жизнь дает совершенно другие возможности. И все больше и больше женщин, особенно молодых, у которых даже в гардеробе юбки нет. Специально заводить форму для того, чтобы ходить в храм, не для всех приемлемо. Поэтому потихонечку и это будет уменьшаться. Я еще прекрасно помню, когда даже в ресторан не пускали в брюках. А сейчас и в джинсах можно  в театр ходить. Джинсы же  это просто рабочая одежда. Все меняется. Есть указание в Ветхом Завете о том, чтобы мужчина не надевал женской одежды, а женщины не надевали мужскую. Но разве юбка, которую носят шотландцы, разве это женская одежда?  Нет, мужская. А туники или хитоны? Вы думаете, Христос, апостол Павел носили брюки? Нет, они брюк не носили. Тогда такой одежды мужской не было. Поэтому все меняется. И одежда тоже меняется. Но для того, чтобы людей не раздражать, в храм ходите в юбке, тогда не будет возникать ни у кого никаких вопросов.

По поводу косметики. Косметика носит и лечебный характер. А потом, у некоторых их профессия требует употребления косметики. Ну, например, человек поет на сцене, артистка Надежда Бабкина. Она если не накрасится - ее просто не выпустят. И что ей бедной теперь делать, в церковь не ходить из-за этого? Ко всему надо подходить спокойно. В церкви таких запретов канонических на косметику, на серьги, на бусы нет. Но опять же повторюсь, следуя словам апостола Петра, понятно, что больше нужно и женщинам и мужчинам думать не о  том, что на нем надето, а то, что у него внутри. Очистить  внутренние скляницы своей души. Это важнее. Конечно, одежда должна быть соответственна внутреннему устроению. Но не надо думать, что если кто-то надел юбку до пят, платочком закрыл лоб до бровей, что он уже идет на пути к спасению. За этим платочком и под этой юбкой может такая змеюка скрываться: и сплетница, и завистница, и какая-то интриганка и незнамо кто. Вообще, злобнейшее существо. Поэтому  не в этом счастье. Но в церкви так принято. У нас принята умеренность в этих вещах. Этого требуют и правила хорошего тона. Чтобы не было вульгарно, вызывающе, нарочито. И не привлекать ненужное внимание.

- Прилично ли в храме, мне как женщине, допустим, сделать кому-то замечание, когда во время службы, даже во время пения Херувимской, ходят со свечами, толкаются? Может быть, это не смиренно, и надо промолчать? Но уж очень мешают.

- Понимаете, у нас в храме можно и в физиономию получить, если сделаешь замечание. В храм ведь ходят те же люди, что и в метро, и в универсам, толкаются, друг на друга орут. Многие мгновенно забывают, где они находятся. Тут, нужно с осторожностью, иначе просто вам грозит опасность. Нужно не семь раз, а 77 раз подумать, прежде чем делать замечание. Я понимаю, Вас раздражает. Но сумеете ли вы с кротостью, с любовью человеку указать, найти какую-то такую форму, чтобы это было никоим образом не обидно? Многие люди не понимают, они пришли в храм как в магазин: оплатил -  получил. У них  такая психология. Что от них  требовать? До сих пор не понимают, что, входя в храм, надо мобильный телефон выключить. Многие мамочки не понимают, что люди пришли слушать службы и молиться, кто как может, а не слышать ор ее младенца. Придет, встанет поближе к алтарю,  начинает его упрашивать, в воздух подбрасывать. И вообще ей до лампочки, что вокруг происходит.

Народ-то у нас неотесанный и некультурный. Поэтому делать замечания очень опасно. Но церковь у нас для всех. И для тех, кто понимает, и для тех, кто не понимает. Вопрос сложный, болезненный. И, конечно, приходится потерпеть. Есть такая притча о блудном сыне. Старший брат обиделся, когда младший пришел. Как же? Он промотал имение, а тут ему пир закатили! Он даже не захотел войти, потому что шум, гам какой-то. Он даже упрекнул отца, что вот, говорит, я все время с тобой, ты мне даже ягненка не заколол. А здесь пришел пропащий, а ты пир закатил. Так вот, люди церковные, они оказываются в роли старшего брата. Конечно, часто вновь пришедшие ведут себя возмутительно. Но нужно все равно принять их с любовью. Он не будет так шуметь постоянно. Раз придет, два, а потом потихонечку проникнется, что здесь все-таки особое место. Может быть, что-то дойдет, может, священник или дьякон ему скажет. Народ-то понимает, что это люди старшие, и нужно слушаться. И замечания уместнее делать все-таки духовенству.  Тогда они не воспринимается так остро. А когда себе подобные указывают  - могут так ответить, что и шуму будет  больше, и Вам еще будет более неприятно, чем то, что вызвало желание сделать замечание.

- Отец Дмитрий, хотелось, чтобы Вы рассказали кратко о личности митрополита Питирима. Личность очень известная. Почему Архиерейский собор 1994 года отстранил его от руководства Издательским отделом?

- Появились новые вызовы времени. И нужно было перестроить деятельность Издательского отдела. А владыка Питирим был уже в очень серьезных годах. Это одна из причин. Если какие-то есть пружины внутренние, то они мне не ведомы. После того, как он перестал управлять Издательским отделом,  я с ним несколько десятков раз встречался. Он к нам в храм приходил за книгами. Вообще, мы с ним в последние годы, если мне будет позволительно сказать, дружили. Совместные мероприятия по армейской теме проводили, он всегда помогал. И никакой скорби не нес.  Он всегда участвовал и во всех богослужениях, и определенные послушания на него возлагались. Это естественный процесс. Должность же не пожизненная! В церкви все течет, все изменяется. Так это, надеюсь, будет всегда. Это необходимо.

Я, в силу своего послушания, тружусь в армейских структурах, и владыка Питирим тоже считал своим долгом по этой теме трудиться, миссионерствовать. Вы знаете, где бы я ни бывал, обязательно его вспоминаю. Я просто удивляюсь такой его обширной деятельности. У нас в Москве и в других городах все военные обязательно его вспоминают добром. Сколько он сделал на ниве воцерковления наших военных, один человек! Человек, конечно, который обладал обширным образованием, умом, таким чутким обхождением. Когда он начинал говорить -  я был свидетелем неоднократно -  все умолкали. Его слушали с большим вниманием, а каждое слово прямо отпечатывалось в сердце.

О нем нужно целую монографию написать.  Это одна из ярчайших фигур нашей церковной жизни. Он из старинного священнического рода. И, конечно, выдающийся деятель этого периода церковной жизни. Начал он   свое служение при Патриархе Алексии Первом и завершил при Патриархе Алексии Втором. Это очень большой отрезок времени.

- Я из Туапсе, прихожанин православной церкви Георгия. Мне сейчас 77 лет. В 63 года я принял Святое Крещение. С 10 лет я курю. Немцы пришли в 42-м году к нам, я попал в оккупацию, мне было 10 лет. И вот они собирались по 10-12 человек, заставляли нас курить, и с тех пор я курю. Нигде в Священном Писании я не видел прямого запрета на курение. В то же время священники считают, что это грех.

- Дело в том, что, когда вырабатывали церковные каноны, Америка еще не была открыта. У нас табак появился только с Петром Первым. Он с запада эту нам заразу принес, помимо таких неплохих вещей, как картофель. Очень много людей умирает от рака гортани, горла, легких. И курение - это абсолютный яд. Сто лет назад люди курили и не знали об этом. Теперь это доподлинно известно. Христианин должен относиться к своему телу, как к храму Святого Духа. Поэтому так убивать себя  никотином и жалко, и не хорошо. Если бы Вам сходить в анатомический театр, и показали бы вам легкие курильщика. Вы бы посмотрели, во что там превращается. Теперь по поводу вашего возраста и немцев. У нас в деревне, где я летом бываю, есть такой мужик Илья. Он тоже с 8 лет курил. И так лет уже с 15 пил. Но потом, лет в 45 он бросил пить. А недавно - уже ему было за 80, он курил 80 лет, бросил курить. Вот такой обладает волей. Он в Бога верует, но такой человек невоцерковленный. такая жизнь у него тяжелая, крестьянская. Всю жизнь он трудился. Но какая сила воли! Вам разве нужны какие-нибудь обязательно указания в Священном Писании. Там по этому поводу не может быть. Но можно подобрать какие-нибудь советы, которые подходят к этому случаю. Человек, когда бросает курить, и помолодеет, и лучше будет себя чувствовать. Ничего кроме пользы. Бог вам в помощь.

- Не является  ли разновидностью чревоугодия то, что иногда хочется какую-нибудь пищу, или фрукты, или овощи? В них же содержатся минеральные и органические вещества,  витамины и прочее!  И если не съешь -  такой дискомфорт в организме! А когда съел, все успокаивается. Разве это чревоугодие?

- Да кушайте на здоровье! Оставьте свою голову в покое. Лучше никого не осуждать, лучше, если рассердились, промолчать, лучше, если кому-нибудь что-нибудь требуется -  этому человеку помочь. Если деньги есть,  можно на храм пожертвовать. То есть, дел полно. А съесть огурец, помидор, кусочек  торта на именины -  разве это чревоугодие? Понимаете, мы люди грешные. Поэтому все грех у нас. Все у нас с грехом пополам. Но есть вещи очень важные. А есть такие, которые даже не стоят минуты в эфире!- Есть такой грех - отсутствие чувства меры. Скажите, как бороться с таким грехом?

- Как? Установить себе меру и ее придерживаться. Потом уменьшать. Вообще, всякая дисциплина весьма полезна. Для этого и существуют всякие правила, допустим, молитвенные. Неохота молиться, а вот есть такое правило, и человек понуждает себя прочитать его утром и  вечером. Тем самым подвигает себя на молитву. Или в воскресный день надо придти в храм. Как русская пословица говорит, и дурак знает, что воскресенье праздник. Раз Христос Воскрес, как же я будут дома лежать или телевизор смотреть? Нет, конечно, я иду в храм. Это тоже правило, дисциплина, регламентация жизни. Всяческая дисциплина, основанная на церковных правилах, будет сдерживать наши страсти, нашу разболтанность, и прочее, и прочее. И также мы и детей приучаем. Даже грудных. Начинаем с режима кормления, и так далее. А потом начинается детский сад, музыкальные занятия и прочее. Школа - опять свои регламентации. Потому что так человеку легче себя управить. А когда он неуправляемый, разболтанный -  жизнь у него полна всяческих страданий. И кто в этом виноват? Окружающие или он сам? Вот и лучше такому человеку задуматься о себе и меры принять, пока не поздно.

""

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии
Митрополичьего округа в Республике Казахстан


Контактная информация