Еще говорил авва Пимен: хорошо удаляться плотского. Человек близкий к плотскому искушению подобен стоящему над глубочайшим рвом. И когда представится врагу случай, он легко низвергнет его вниз. Удаляющийся же от плотского подобен стоящему далеко от рва; так что, хотя бы враг и повлек его, чтобы низвергнуть вниз, но когда он повлечет человека и будет принуждать ко злу, Бог пошлет ему помощь.
Древний Патерик

Допустима ли согласно христианской традиции кремация?

03.07.2009

Батюшка, скажите пожалуйста, сожжение крещённого умершего допустимо в христианской традиции или нет? То есть, является захоронение тела умершего единственным допустимым способом в христианстве?

Евгений


Уважаемый Евгений!
Для посмертной судьбы человека образ погребения не имеет значения. Многие христиане были растерзаны зверьми, растворены в серной кислоте или сожжены. Для Бога это не является препятствием для воссоздания нового человека. Во втором веке древнехристианский писатель Минуций Феликс: “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле” (Минуций Феликс. Октавий // Богословские труды. - М., 1981, Сборник 22, с. 161).

Сама кремация не может оказать влияния на посмертную участь человеческой души, потому что Господь может воскресить любое тело. Но все же кремация действительно является не христианским обычаем и Церковь относится к ней неодобрительно. Дело в том, что при сожжении исчезает столь значимая для христианства символика зерна: тело опускают в землю подобно зерну, которое должно воскреснуть. Вот что говорит по этому поводу Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне – Святейший Патриарх Московский и всея Руси): "Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение".

А вот какие доводы против кремации приводит диакон Андрей Кураев: «…заключение пепла в колумбарий оставляет человека в каком-то вечном коммунизме. К родственнику нельзя потом прийти один на один, подобно тому как это можно сделать за обычной кладбищенской оградкой. Неодобрение Церковью кремации мотивированно не боязнью того, что сожжение повредит погребаемым; просто пастырское сердце видит, что для тех, кто сжигает своих близких, это действие неназидательно: оно всевает в душу скорее отчаяние, нежели надежду». Действительно, погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более утешительно для близких.

Также советую посмотреть следующие интересные материалы о кремации:
.
Бог в помощь, всего доброго!

Диакон Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация