В результате работы в Центральном государственном архиве Республики Казахстан, Российском государственном историческом архиве, государственных архивах Омской и Павлодарской областей, Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга, Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина были найдены материалы, раскрывающие историю Свято-Троицкого собора г. Павлодара.
Свято-Троицкий градо-Павлодарский собор был построен в 1893 году тщанием граждан города при участии павлодарских купца Артемия Ивановича Дерова и мещанина Дмитрия Николаевича Асямова. Свято-Троицкая церковь представляла собой каменное здание, увенчанное девятью главками, с такой же в одной связи колокольней. Длина церкви вместе с колокольней составляла 20 саженей, наибольшая ширина – 8 саженей 1 аршин 6 вершков, высота до верха карниза – 5 саженей 1 аршин; больших окон 16, малых – 4, дверей наружных: в глухое крыльцо – 3 створчатых полустеклянных, в самый храм – три створчатых полустеклянных и две простых деревянных (в ризницу и кладовку). Иконостас длиной 12 аршин 6 вершков, высотой 11 аршин 6 вершков. Церковь отапливалась четырьмя печами кирпичными в железных кожухах. Собор имел колокольню в два яруса общей высотой до верха карниза верхней арки 8 саженей 2,5 аршин. Величественная церковь была видна на дальнее расстояние как с Иртыша, так и с почтового тракта. Ежегодно 8 июля из Флоро-Лаврской церкви совершался крестный ход в Свято-Троицкую церковь в память закладки и освящения ее.
До 1902 года Свято-Троицкая церковь была приписана к градо-Павлодарской Флоро-Лаврской церкви.
11 марта 1896 г. мещанское общество г. Павлодара изъявило желание пожертвовать в пользу Свято-Троицкой церкви общественный дом, в котором проживал священник Константин Лаптев. 13 марта 1899 г. епископ Омский и Семипалатинский Григорий 1 вошел с ходатайством в Святейший Правительствующий Синод об испрошении Высочайшего соизволения на укрепление за Свято-Троицкой церковью жертвуемого дома. 26 мая 1899 г. обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода К.П. Победоносцев сообщил членам Синода, что «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по всеподданнейшему докладу моему, в 24-й день Мая сего года Высочайше соизволил на укрепление за Свято-Троицкою церковью гор. Павлодара Омской епархии деревянного дома с надворными постройками и землею, мерою 435 кв. саж., состоящего в упомянутом городе, на Владимирской улице, в 6-м квартале, под № 6…»
Публикация священника Андрея Балашева в 1900 году в Омских епархиальных ведомостях сохранила для истории имя старосты церкви купца Николая Михайловича Пяткова, который много сделал для украшения храма:
«Не касаясь церковных сумм, своим примерным старанием и благочестивым усердием с разрешения епархиального начальства в самое сравнительно непродолжительное время он привел этот храм как с наружной, так и внутренней стороны, поистине в чудный, прекрасный вид. Внутри храм окрашен масляной краской светло-шоколадного цвета с темно-шоколадной отделкою, снаружи окрашен нежно-розовой масляной краской со снежно-белою великолепною отделкою. <…>
Нелишним считаем упомянуть здесь и о том, что Николай Михайлович в прошлом году для сего же храма на собственные свои средства приобрел церковной утвари на 425 руб. 30 коп. и как любитель церковного пения, так помогающего душе человеческой отторгаться мыслию от земного и воспарять к небесному, содержит певческий хор, на содержание которого ежегодно уделяет частию из своих средств, частию из изыскиваемых им пожертвований, около тысячи рублей. Труды, жертвы и заслуги Николая Михайловича еще в 1898 году обратили на него внимание епархиального начальства, которое преподало ему Архипастырское благословение с выдачей свидетельства».
Совершая визитацию приходов своей епархии, 9 июня 1901 года в г. Павлодар прибыл епископ Омский и Семипалатинский Сергий.2 Это стало большим и радостным событием в духовной жизни города, потому что последний раз православные павлодарцы встречали своего архипастыря 25 лет назад, когда город посетил епископ Омский и Семипалатинский Григорий.
Около полудня 9 июня, в субботу, колокола Троицкой церкви возвестили о скором прибытии архипастыря в город. Множество православных всех возрастов и сословий заполнили ограду церкви и прилегающую площадь. За город для архипастыря была подана коляска, здесь же представители от казачьего населения города ожидали архипастыря с хлебом-солью. Прибыв в храм, епископ Сергий совершил краткий молебен и обратился к народу со словом, в котором, между прочим, сказал о случившемся в мае 1901 года в городе пожаре и о сгоревшей Флоро-Лаврской церкви. Сочувствуя горожанам в постигшем их несчастии, архипастырь призвал всех с благодушием переносить это свыше посланное испытание. Архипастырь благословил всех молящихся.
В 6 часов началось в присутствии архипастыря Всенощное бдение и окончилось около 9 часов. На полиелей архипастырь, облаченный в святительские одежды, выходил на средину храма и помазывал народ освященным елеем.
На другой день, в воскресенье 10 июня, епископ Сергий в сослужении четырех священников совершил в Свято-Троицкой церкви Божественную Литургию, за которой рукоположил в сан диакона псаломщика павлодарской церкви Василия Кроткова. Это была первая хиротония в г. Павлодаре.
Так как в Павлодаре к тому времени уже более месяца не было дождя, и травы стали выгорать, то архипастырь отслужил по окончании Литургии молебен о бездождии. И в ночь на 11 июня выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю на радость жителям города.
В связи с тем, что в конце мая 1901 г. пожаром была уничтожена градо-Павлодарская Флоро-Лаврская церковь, Указом Святейшего Правительствующего Синода от 5 сентября 1902 г. за № 6798 определено: находящуюся в г. Павлодаре Троицкую церковь, состоящую приписною к Флоро-Лаврской церкви станицы Павлодарской, Омской епархии, переименовать в городской собор с учреждением при оном самостоятельного прихода с причтом из протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Настоятелем Троицкого Павлодарского собора назначен священник Александр Михайлович Павлов. В том же году епископ Сергий возвел священника А. Павлова в сан протоиерея и назначил благочинным павлодарских городских и уездных церквей; диакона Алексия Знаменского – в штат Троицкого собора; мещанина Александра Фокина – исправляющим должность псаломщика Троицкого собора.
Приход Свято-Троицкого собора составили домовладельцы, проживавшие к северу от переулка, идущего мимо Городского общественного управления. К 1914 году в приходе числились 1661 душа мужского пола и 1654 души женского пола. Кроме того, в приход входили переселенческие поселки Ефремовский, Вознесенский, Духовский и Байчак. В среднем в соборе за год совершалось 300 крещений, 50 браков, 160 отпеваний.
В ноябре 1902 г. при Свято-Троицком соборе начало работу Общество трезвости, а в 1903 году – открыто церковно-приходское попечительство.
18 мая 1904 г., совершая первую поездку по епархии, в г. Павлодар на пароходе «Александр Невский» прибыл епископ Омский и Семипалатинский Михаил.3 Пароходство Ботова своей пристани в Павлодаре не имело, и пароход «Александр Невский» остановился у конторки «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли». Конторка эта находилась в 1,5 верстах ниже города у очень высокого и крутого берега. На пароходе архипастыря приветствовали вместе с властями города настоятель Троицкого собора протоиерей А. Павлов, староста собора С.Я. Охапкин. Отец протоиерей доложил, что хотя обозрение Павлодарских церквей назначено на обратном пути, но горожане собрались в соборе и жаждут увидеть своего нового архипастыря и получить от него благословение. Отвечая на желание православных, епископ Михаил прибыл в Троицкий собор, где отслужил краткий молебен, после чего сказал слово, начав его словами апостола Павла «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа» (Рим.1, 7), в котором говорил о благодати Божией, о
значении ее для внешней и духовной жизни христианина; говорил о Церкви, как сокровищнице благодати, о святом храме и о необходимости посещать храм; убеждал слушателей приучать и детей к посещению храма Божия с самого раннего детства; предостерегал от увлечения модными учениями разных лжеучителей и сектантов, отвергающих значение общей христианской молитвы. Благословив всех присутствовавших в храме, епископ Михаил вернулся на пароход, который был вполне готов к отходу и лишь ждал возвращения своего высокого пассажира.
В 1904 году клирик Троицкого собора священник Иоанн Лукианов за усердно-полезную пастырскую службу был награждены скуфьей.
27 января 1904 г. началась русско-японская война. Уже 28 января в Троицком соборе г. Павлодара был совершен молебен о ниспослании Божией помощи российскому христолюбивому воинству в победе над врагами. Однако Высочайший манифест получили в Павлодаре только 21 февраля, поэтому прочтение его и торжественный молебен был совершен в Свято-Троицком соборе 22 февраля в присутствии городских властей, учащихся и множества горожан. Перед началом молебна настоятель собора протоиерей А. Павлов прочитал Высочайший манифест и сказал несколько слов о начавшейся войне. После молебна было провозглашено обычное многолетие Государю Императору и христолюбивому победоносному воинству.
В городе была проведена усиленная подписка на нужды Красного Креста и флота. Соборный причт постановил: ежемесячно, до окончания войны, отчислять 5% из братских доходов на нужды отечественного флота.
1 марта 1904 г. Семипалатинский батальон, отправляясь на боевую службу, сделал остановку в Павлодаре. Духовенство Свято-Троицкого собора с хоругвями и иконами вышло из собора на площадь и здесь, на приготовленном перед батальоном месте, совершило молебен с коленопреклонным чтением молитвы о даровании христолюбивому воинству победы «над супостатами». По окончании молебна настоятель собора протоиерей А. Павлов благословил воинов Казанской иконой Божией Матери. «Охраняемые Покровом Богоматери, – сказал отец протоиерей, – смело и бодро идите, возлюбленные, туда, куда призывает вас Царь и Отечество». Отец протоиерей высказал командиру батальона благопожелание вести с честью свой батальон и возвратиться со славою. Командир, приняв святую икону и хлеб-соль, в сердечных выражениях благодарил граждан города за дорогое подношение и за сердечный, братский прием. После этого было провозглашено многолетие государю императору и всероссийскому победоносному воинству, а затем командир, офицеры и все нижние чины были окроплены святой водой.
28 мая 1905 г. павлодарский благочинный получил из Омской Духовной Консистории телеграмму, что епископ Омский и Семипалатинский Михаил 31 мая выезжает почтовым трактом на Павлодар-Каркаралы, прибудет в Павлодар 4 июня, а отбудет 6-го.
4 июня в 3 часа пополудни епископ Михаил прибыл в г. Павлодар и сразу отслужил краткий молебен в Свято-Троицком соборе. Вечером совершил Всенощное бдение, за которым всех помазывал освященным елеем.
На другой день, 5 июня, в день Святой Троицы, престольный праздник Троицкого собора, епископ Михаил совершил в соборе Божественную Литургию. После великого входа епископ Михаил рукоположил во иерея миссионера диакона Филиппа Дьякова. Тотчас после Литургии была совершена вечерня. Все три коленопреклонные молитвы читал сам архипастырь.
6 июня, в день Святого Духа, Литургию в Свято-Троицком соборе совершил настоятель собора протоиерей А. Павлов в сослужении священников Иоанна Лукианова и Филиппа Дьякова. Архипастырь молился в алтаре. По окончании Литургии епископ Михаил отслужил молебен «противу супостатов».
С 23 января 1909 г. пономарь Омского кафедрального собора Григорий Кошкидько был определен исправлять должность псаломщика к градо-Павлодарскому Троицкому собору.
28 марта 1910 г. по случаю 35-летия служения в г. Павлодаре клирика Троицкого собора священника Иоанна Лукианова городской голова преподнес ему в дар икону Спасителя.
Согласно проведенной 4 августа 1910 г. страховой оценке, Свято-Троицкому собору принадлежали следующие строения:
церковно-причтовый дом деревянный, одноэтажный, на каменном цоколе, не обшит и внутри не оштукатурен, покрыт железом, окрашенным зеленой масляной краской, построен в 1902 году, сохранился хорошо;
амбар из полубревен, пятистенный, вместе с ледником под одной железной крышей, окрашенной зеленой масляной краской, построен в 1903 году, сохранился хорошо;
завозня из полубревен, покрыта деревянной крышей, с дощатым полом и потолком, строение пристроено в 1904 году из старого леса, хотя сохранилось удовлетворительно, но ветхое;
баня деревянная, бревенчатая, крыта железом, построена в 1903 г., строение сохранилось хорошо;
навес из деревянных столбов, крыт деревом, примыкает к завозне и амбару, задняя сторона зашита тесом, построен в 1904 году, сохранился хорошо;
хлев из саманного кирпича, крыт жердями, одной стороной примыкает к завозне, построен в 1909 году, сохранился хорошо;
церковно-приходской дом (квартира диакона) деревянный, одноэтажный, на каменном цоколе, не обшит и не оштукатурен, покрыт железной крышей, окрашенной зеленой масляной краской, построен в 1907 году, сохранился хорошо;
сторожка при церкви, каменная, крытая железом, построена в 1893 году, сохранилась хорошо;
кладовая при церкви каменная, крытая железом, построена в 1893 году, сохранилась хорошо;
церковно-приходская школа, деревянная, одноэтажная, на каменном цоколе, снаружи обшита, внутри оштукатурена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской, построена в 1887 году, отремонтирована в 1909 году, строение сохранилось хорошо;
при школе:
дом деревянный, одноэтажный, на каменном цоколе, крытый деревом, снаружи обшит, внутри оштукатурен, построен в 1887 году, отремонтирован в 1908 году, сохранился хорошо;
дом одноэтажный, деревянный, на каменном цоколе, снаружи обшит тесом, внутри не оштукатурен, покрыт деревом, построен в 1887 году из старого материала, поэтому ныне ветхий.
Вскоре после возведения Свято-Троицкой церкви в ранг собора возникла необходимость его расширения, потому что храм уже не мог удовлетворить духовные потребности православных павлодарцев. В мае 1904 г. Строительное Отделение Семипалатинской области утвердило проект пристройки к Свято-Троицкому собору, но отсутствие необходимых средств затянуло начало строительных работ. 19 апреля 1914 г. протоиерей А. Павлов направляет епископу Омскому и Павлодарскому Андронику 4 рапорт, в котором говорится: «Имею честь нижайше просить Ваше Преосвященство разрешить причту и старосте павлодарского Троицкого собора сделать беспроцентный заем в 3000 р. с уплатой ежегодно по 200-300 р.: необходимо не только отремонтировать собор, но и пристроить хотя [бы] один небольшой придел, где можно было бы ставить во время богослужений гробы с умершими и крестить младенцев, так как Собор положительно стал тесен, благодаря чему в праздничные дни, особенно зимой, приходится отказывать приносить к Литургии прилучившихся умерших, несмотря на желание родственников, а детей крестить в сторожке, когда не успевают приносить до Богослужения, в великие же праздники до того бывает тесно, что многие вынуждены бывают стоять на паперти, иные же уходят домой. Необходимо достраивать новую церковь, но работы в ней еще много, а средств мало, так что разве года через три-четыре она будет готова к освящению, но и эта церковь будет тесна, в чем я вполне уверен. Работы по Собору станут не менее 4000 р., почему, кроме займа, придется обращаться к городу и благотворителям. План приделов Собора рассмотрен и разрешен Епархиальною властью и Губернатором уже несколько лет тому назад, но за неимением средств на постройку дело приходится откладывать, между тем, число прихожан все увеличивается». На строительство причт и староста собора предполагали взять беспроцентную ссуду у павлодарского солепромышленника купца Ивана Осипова.
Согласование всех вопросов затянулось еще на три года, пока 15 марта 1917 г. Строительное Отделение Семипалатинской области не утвердило новый проект, взамен проекта 1904 года, пристройки придела к Троицкому собору и разрешило начать постройку придела при надлежащем техническом надзоре. Технический надзор по постройке придела принял на себя областной инженер Анатолий Иванович Кошкин.
Однако полоса всеобщей неразберихи, богоборчества, разрушения и осквернения народных святынь, крайнего помутнения нравственности, в которую вступила страна в 1917 году, не позволила осуществить план расширения Свято-Троицкого собора.
С 1922 по 1935 год Свято-Троицкий собор находился в руках обновленцев. Обновленческое движение, инициированное и поддерживаемое ГПУ, изначально не имевшее в себе жизненной силы, не имело успеха среди простых верующих, которые возвращались в лоно Патриаршей Церкви. 30 июня 1935 г. состоялось общее собрание обновленческой общины Свято-Троицкого собора. На этом собрании из общего состава общины в 24 человека присутствовало всего 12. Собрание постановило:
«[1.] Оставление общины священником С. Трудовым лишает столь маломощную общину [возможности] приглашать вновь кого-либо из священников для ее религиозного обслуживания и изысканий средств для ее окормления.
2. По требованию горсовета о составлении списка общины на 1935 г. [отмечаем, что] в состав общины вписалось официально всего 24 чел., а, следовательно, нет никакой надежды ввести новых членов в состав общины при объявлении новой записи.
3. Материальное положение общины крайне неудовлетворительное и при таком малом составе никогда не может улучшиться, община уже ряд лет лишена возможности вносить правильно госналоги, за здание Свято-Троицкого собора нисколько не внесено из суммы 700 руб. за 1935 г., и общая задолженность за ряд прошедших лет числится до трех тысяч руб. Фактически община зданием [Свято-]Троицкого собора почти не пользуется, особенно в зимнее время, не имея возможности его отапливать, здание церкви пустует, не отлажен капитальный ремонт, стоимость ремонта [оценивается] в несколько тысяч рублей, что община не может выполнить.
4. Дальнейшее самостоятельное существование общины невозможно, а посему
Постановляем: Оставив занимаемое здание [Свято-]Троицкого собора, войти в состав молитвенной общины Воскресенской Павлодарской общины, просить горсовет принять здание собора и снять числящуюся задолженность.
Всю церковную утварь, нужную общине, согласно описи § 40 закона о религиозных общинах передать в то молитвенное здание, в которое вливается община, со внесением в опись».
Еще в марте 1935 г. президиум Павлодарского горисполкома принял решение о передаче здания Свято-Троицкого собора Дому обороны под клуб физкультуры и проведения военных занятий молодежи. Теперь же, когда обновленцы официально отказались от храма, горисполком обязывает горкомхоз немедленно принять здание собора на баланс, а горФО – снять с колокольни колокола и сдать в госфонд на нужды государства.
Президиум Павлодарского горсовета 23 марта 1937 года принял постановление о разборке здания Свято-Троицкого собора на кирпич для строительства школы. Свое особое мнение против разрушения православного храма 14 апреля 1937 года письменно высказал первый секретарь Павлодарского райкома КП(б) Казахстана, член ЦК КП(б) Казахстана Мухамедтакий Нурпеисович Нурпеисов. Обладателя особого мнения «взяли на карандаш» органы НКВД, и 5 марта 1938 г. М.Н. Нурпеисов был расстрелян.
Комиссия Павлодарского горсовета, осмотрев здание Свято-Троицкого собора 15 апреля 1937 г., пришла к выводу, что здание собора непригодно для использования под школы, культурно-бытовые помещения и жилье, что приспособить колокольню под парашютную вышку нельзя, но можно разобрать на кирпич. Ныне на территории Свято-Троицкого собора находятся 16-квартирный жилой дом и гостиница «Казахстан».
Документы сохранили имена двух клириков Свято-Троицкого собора, в полной мере разделивших трагическую судьбу сотен тысяч священников Русской Православной Церкви в период репрессий в ХХ веке.
Священник Симеон Шангин служил в Свято-Троицком соборе в 1917-18 гг. В летописи Ямышевской Иоанно-Богословской церкви имеется запись от 15 июля 1920 г.: «Согласно объявления советской власти по обвинению в контрреволюционном движении как за шпионаж священник местной церкви Симеон Шангин расстрелян».
Протоиерей Василий Егорович Луговцев в 1926 году был арестован и привлечен по ст.86 ч.2 УК за сопротивление передаче Свято-Троицкого собора «живоцерковникам». Протоиерей В. Луговцев вновь был арестован 10 сентября 1937 г. Вместе с ним по делу проходили 20 человек, из них 6 женщин. Все они осуждены по постановлению тройки УНКВД Восточно-Казахстанской области от 22 октября 1937 г. за то, что «состояли членами контрреволюционной организации церковников, систематически проводили антисоветскую агитацию, направленную против советской власти, подготовляя контрреволюционные кадры для восстания в тылу Советского Союза на случай интервенции», были подвергнуты высшей мере наказания – расстрелу. Постановление приведено в исполнение 1 ноября 1937 г.
Возможно, высказывая свое особое мнение, М.Н. Нурпеисов руководствовался действительно только экономическими соображениями, но в то богоборческое безумное время, когда миллионами убивали людей, когда разрушались храмы и мечети, осквернялись народные святыни, попирались вековые национальные традиции, невзирая на экономическую целесообразность, культурную ценность и нормы морали, то особое мнение приобретает особый смысл. Этот по тем временам героический поступок свидетельствует о глубинной религиозности людей, о генетически укорененной вековой дружбе между мусульманами и христианами, между казахами и русскими и другими народами, населявшими Великую Степь.
Сегодня, когда мы празднуем 100-летие Вознесенского кафедрального собора г. Алматы, хоть и оскверненного безбожниками, но сохраненного и теперь возрождающегося во всем своем великолепии, исполняется и 70 лет со времени уничтожения Свято-Троицкого собора г. Павлодара. Это хороший повод вспомнить о созидателях и разрушителях национальных религиозных святынь в ХХ веке, чтобы сохранять и укреплять мир и согласие в нашем благословенном Казахстане сейчас и передать нашим детям и внукам страну, сильную духовно и экономически.
1 Григорий (Полетаев), епископ Омский и Семипалатинский с 18.02.1895 по 17.12.1900.
2 Сергий (Петров), епископ Омский и Семипалатинский с 20.01.1901 по 6.09.1903.
3 Михаил (Ермаков; †30.03.1929), епископ Омский и Семипалатинский с 6.09.1903 по 9.12.1905.
4 Андроник (Владимир Александрович Никольский; священномученик), епископ Омский и Павлодарский с 8.03.1913 по 30.07.1914; расстрелян 20.06.1918 в сане архиепископа Пермского; внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16.08.2000.
Игумен Иосиф (Еременко)
-------------------------------------
Свято-Троицкий градо-Павлодарский собор был построен в 1893 году тщанием граждан города при участии павлодарских купца Артемия Ивановича Дерова и мещанина Дмитрия Николаевича Асямова.
Свято-Троицкая церковь представляла собой каменное здание, увенчанное девятью главками, с такой же в одной связи двухъярусной колокольней. Величественная церковь была видна на дальнее расстояние как с Иртыша, так и с почтового тракта.
-------------------------------------
Здание Свято-Троицкого в 1937 году разобрали на кирпич. Ныне на территории Свято-Троицкого собора находятся 16-квартирный жилой дом и гостиница «Казахстан».