Дорогие братья и сестры!
Наш приход существует исключительно на пожертвования. Ваша материальная помощь на ремонт  собора  будет с благодарностью принята.
Наши реквизиты:
РНН 451500007584
ИКК 701104  
в  Ф ОАО БАНК ЦЕНТР КРЕДИТ
БИК 193201759, Кбе 18
Благовещенский собор

Электронный кошелек 

  WebMoney:
Z202245142409
E312859063250
R179544103513
Божие благословение да пребудет со всеми благотворителями и помощниками!

Вопрос священнику

Отвечают клирики Павлодарского Благочиния
Что делать, если родители парня против нашей свадьбы?

Игумен Иосиф (Еременко). Из истории противосектантской деятельности Русской Православной Церкви В Павлодарском Прииртышье в начале XX века

Доклад игумена Иосифа (Еременко), Благочинного церквей Павлодарского Округа, на научно-практической конференции «Историк и история: тернистый путь казахстанской исторической науки», посвященной 90-летию Е. Бекмаханова, проходившей в Павлодарском Государственном Университете им. С. Торайгырова 27-29 сентября 2005 г.

«Широкой волной разлилось по Руси сектантство. Оно с каждым днем растет и усиливается. Его не останавливают никакие преграды. Ни грозное слово Православной Церкви, ни строгие гражданские меры, ни огромная рать противосектантских миссионеров, ни повсеместная дружная, энергичная деятельность христианских пастырей», – так писал в 1913 году православный миссионер священник А. Введенский. Почти сто лет спустя мы можем повторить эти слова. И сегодня распространение сектантства в Павлодарской области является одной из главных проблем нашего общества и государства.

В результате работы в Российской Национальной Библиотеке Санкт-Петербурга были найдены материалы, освещающие противосектантскую деятельность Русской Православной Церкви в Павлодарском Прииртышье в начале ХХ века.

Как и вся Россия, территория Павлодарского Прииртышья стала местом распространения сектантства в конце ХIХ – начале ХХ веков. Территория Павлодарского Прииртышья не является родиной сектантства. Секты1 во всей их разновидности появились здесь или путем административной ссылки, или добровольного переселения.

История появления сектантства в нашем регионе относится к 90-м годам ХIХ века, когда были построены железнодорожные пути в Акмолинской и Семипалатинской областях, что способствовало усилению переселенческого движения. По железной дороге из западных и южных губерний Российской Империи ежегодно в пределы Омской епархии, к которой относился Павлодарский уезд, вливалось до 90 тысяч переселенцев, а среди них и сектанты, штундобаптисты2 и молокане3 особенно. Их привлекали широкие степные просторы Акмолинской и Семипалатинской областей с их богатыми пастбищами и плодородной землей, возможность заниматься промышленностью и торговлей. В степные пространства из южных губерний переселились крупные сельские хозяева и скотоводы-сектанты, такие, как, например, Гавриил Мазаев, Колпаков, Попов и др. Богачи-сектанты владели огромными земельными участками по несколько сот десятин и большими стадами тонкорунных овец, имели паровые мельницы, вели торговлю, содержали постоялые дворы, занимались различными ремеслами.

Условий и причин, благоприятствовавших распространению сектантства в нашем регионе до Указа Императора Николая II от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» было много.

Православное духовенство не было готово к такому наплыву сектантов. На сельских приходах служили священники, не имевшие противосектантской подготовки. Поэтому и не могло духовенство эффективно противодействовать сектантской пропаганде.

Малочисленность и разбросанность православных приходов также способствовала успеху сектантской проповеди. На необъятном пространстве было всего несколько православных приходов в удаленных друг от друга деревнях. Некоторые приходы простирались на десятки и сотни верст. Многие из православных бывали в храме иногда только один раз в жизни – в день венчания. Например, в Павлодарском уезде в поселках Курган-Куль, Косягач и др. дети оставались некрещеными по шесть месяцев и по году. При самых благоприятных условиях приходской священник успевал посетить деревни и хутора своего прихода один-два раза в год для исполнения необходимых треб.

Распространению сектантских учений способствовали и экономические условия. Сектанты в степных районах ежегодно засеивали сотни и даже тысячи десятин, пасли огромные стада овец. Для этого они нанимали работников, большей частью из православных. Продолжавшиеся все лето полевые работы позволяли хозяевам-сектантам успешно вести пропаганду среди рабочих. Многие работники из православных, прельщенные подкупами, возвращались осенью в свои семьи наемными пропагандистами.

В целях распространения своих учений сектанты пользовались паровыми мельницами и постоялыми дворами, как удобными пунктами, где собирались православные за сотни верст. Иногда их заставляли ждать помола целую неделю. В это время хозяин и служащие вели пропаганду через собрания, проповедь и пение. Ремесленники-сектанты, переходя из одного населенного пункта в другой, также проповедовали свои учения в домах православных.

Проповедь сектантов до 1905 года велась осторожно, они избегали резких выступлений против Православной Церкви.

Указ Императора Николая II от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» существенно изменил правовой статус инословных исповеданий, дал возможность сектантам вести свою пропаганду смелее, планомерно и широко, подкрепляя ее материально. Лидером штундобаптистов Омской епархии был известный миллионер Гавриил Иванович Мазаев, проживавший в г. Петропавловске Акмолинской области. Имея значительные финансовые возможности, сектанты строили молитвенные дома не только в местах своего компактного проживания, но и в тех населенных пунктах, где преобладало православное население. Молитвенные дома играли важную роль в распространении сектантства. Успеху сектантской пропаганды способствовали средства не только местных богачей, но и большие финансовые потоки из крупных сектантских центров со всех концов России и из заграницы. Кроме специального миссионерского института, каждый рядовой сектант считал своим непременным, святым долгом проповедовать. Пропаганду вели не только мужчины, но и женщины и дети, соприкасаясь с православными детьми в школе. При отсутствии во многих населенных пунктах храмов православные оставались без духовно-нравственного окормления и поддавались сектантской проповеди.

После Указа от 17 апреля 1905 г. сектантские проповедники стали делать в своих паспортах приписку к имени: «евангельский проповедник». В глухих населенных пунктах, показывая такие паспорта местным властям и заявляя, что посланы на проповедь самим Государем Императором, сектанты требовали создания себе особых условий для собраний.

Пропаганда среди православного населения велась и литературным путем. На всех почтовых станциях и постоялых дворах в Омской епархии в большом количестве бесплатно распространялись сектантские брошюры.

Помимо г. Омска видными центрами сектантства в пределах Омской епархии являлись штундобаптистские общины в поселениях Верненское, Тихомировское, Благовещенское и Сербиакское Павлодарского уезда.

Молокане в то время видных начетчиков не имели и проповеди среди православных не вели, сосредоточившись на собственной защите от штундобаптистов.

Православное духовенство всемерно заботилось о духовно-нравственном здоровье переселенцев. Церковь могла оказывать на сектантов лишь нравственно-религиозное воздействие. В местах проживания сектантов проводились религиозно-нравственные чтения и полемические публичные беседы с сектантами в присутствии православных. Проводились беседы и с православными, чтобы дать им знания о своей вере и оградить от сектантской пропаганды.

В штате Духовной Консистории имелась должность епархиального миссионера, деятельность которого заключалась в общем руководстве противосектантской миссией; в исполнении различных поручений правящего архиерея и Духовной Консистории; в поездках по епархии для исполнения, наряду с другими миссионерами и на более высоком уровне, непосредственных обязанностей миссионера. В начале ХХ века епархиальным миссионером Омской епархии был Д.А. Несмеянов.

В первой половине февраля 1910 г. Павлодарский уезд посетил епархиальный миссионер Д.А. Несмеянов. Миссионер объехал почти все поселки уезда, где компактно проживали сектанты, а также ближайшие к ним населенные пункты, где провел около 20-ти бесед с сектантами и православными. Две беседы были проведены в г. Павлодаре: 7 февраля – «Об иконопочитании» и 8 февраля – «О водном Крещении». Обе беседы проходили в Народном Доме, и на каждой присутствовали не менее тысячи человек, так что не только обширный зал, но и сцена и фойе были заполнены народом. На этих беседах, кроме православных, были молокане, баптисты и немцы-лютеране4. На обеих беседах оппонентом епархиальному миссионеру выступал известный в Павлодарском уезде и за его пределами молоканский начетчик5 Ф.Е. Сычев.

Во время архипастырских посещений приходов Павлодарского уезда епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом (Голосовым; †в конце 1916) его сопровождал епархиальный миссионер Д.А. Несмеянов, который по благословению епископа Гавриила в каждом посещаемом приходе проводил противосектантские беседы.

Так, 19 августа 1910 г. епископ Омский и Семипалатинский Гавриил прибыл в г.Павлодар для закладки каменного трехпрестольного храма на месте сгоревшей в 1901 году Флоро-Лаврской Казачьей церкви. В поездке епископа Гавриила сопровождал епархиальный миссионер Д.А. Несмеянов. Во второй половине дня 22 августа епископ Гавриил присутствовал в Народном Доме на беседе миссионера Д.А. Несмеянова с молоканским начетчиком Ф.Е. Сычевым. Беседа, посвященная Таинству Причащения, привлекла большое количество слушателей.

Поселок Ивановский Павлодарского уезда со всех сторон был окружен сектантами. Его жители подвергались усиленной пропаганде со стороны сектантов, особенно баптистов6 поселков Верного и Тихомировка. В 1911 году епархиальный миссионер Д.А. Несмеянов беседовал в Верном с молоканами о водном Крещении. В Ивановке миссионер в присутствии православных, баптистов и молокан провел с местным баптистским начетчиком Антоном Жабиным беседу, посвященную почитанию православными святых икон.

4 ноября 1913 г. в г. Павлодаре под председательством благочинного Павлодарского округа протоиерея Александра Павлова состоялся съезд духовенства Благочиния. На съезде был избран увещатель-миссионер в помощь священникам тех приходов, где были уклонившиеся в секты и колеблющиеся. Таким миссионером стал священник II разъездного причта Павлодарского уезда Георгий Семенов, изучавший сектоведение и слушавший миссионерские курсы в Омске.

В 1914 году в Павлодарском уезде насчитывалось приблизительно 2192 сектанта, в том числе: баптистов – 1762, штундистов – 41, адвентистов7 – 5, молокан – 322, жидовствующих8 – 1, хлыстов9 – 61. В течение 1914 года Павлодарский окружной миссионер (окружной миссионер осуществлял противосектантскую деятельность во вверенном ему Благочинническом округе) священник Василий Чемоданов совершил 9 миссионерских поездок по населенным пунктам Павлодарского Благочиния и провел 13 полемических бесед и 18 бесед предупредительного характера. Всего проведена 31 беседа в следующем порядке:

1.    13 января в пос. Великокняжеском – о крещении младенцев;
2.    14 января там же с православными – о почитании святого Креста;
3.    … января в Павлодарском Народном Доме с православными – о почитании святых мощей угодников Божиих;
4.    30 января в пос. Ивановском с православными – о почитании святых икон;
5.    30 января там же с православными – о крещении младенцев;
6.    31 января там же с православными – о почитании святого Креста;
7.    31 января в пос. Новоспасовском с православными – о святом Причащении;
8.    2 февраля в пос. Воскресенском с православными – о святом Причащении;
9.    2 февраля в пос. Тимофеевском – о святом Причащении;
10.    23 февраля в Павлодарском Народном Доме с православными – о святом Причащении;
11.    26 февраля в пос. Ковалевском с баптистами – о святом Причащении;
12.    27 февраля в пос. Димитриевском с баптистами – о крещении младенцев, возражал Димитрий Крамаренко;
13.    9 марта в Павлодарском Народном Доме с православными – о святых постах Православной Церкви;
14.    20 марта там же с православными – о Таинстве Покаяния;
15.    3 мая в пос. Сергеевском с адвентистом А. Третьяковым – о крещении младенцев и отмене субботы;
16.    4 мая в пос. Богословском с баптистами – о почитании святых икон, возражал со стороны баптистов Емельян Бычок;
17.    17 мая в пос. Тимофеевском с православными – о почитании святых икон;
18.    20 мая в пос. Покровском с баптистами – о крещении младенцев, возражал Павел Лавренюк;
19.    22 мая в пос. Матфеевском с баптистами – о почитании святых икон, возражал баптист Житарь;
20.    30 августа в пос. Богословском с православными – о Церкви Христовой;
21.    21 октября в пос. Любимовском с баптистами – о крещении младенцев, возражал баптист Мазуренко;
22.    23 октября в пос. Сергеевском с православными – о Церкви Христовой;
23.    28 октября в пос. Богословском с баптистами – о Церкви Христовой;
24.    28 октября там же с православными – о святом Причащении, возражал Терентий Мельниченко;
25.    1 декабря в пос. Воскресенском с баптистами – о святом Причащении
26.    1 декабря там же с баптистами – о почитании святого Креста;
27.    2 декабря там же с баптистами – о Таинстве Крещения;
28.    2 декабря в пос. Тимофеевском с православными – о Церкви Христовой;
29.    2 декабря там же с баптистами – о крещении младенцев, возражал Житарь;
30.    14 декабря в пос. Даниловском с баптистами – о почитании святых икон;
31.    14 декабря там же с православными – о Церкви Христовой.
Настоящая работа не претендует на полноту освещения темы, которая ждет своего исследователя. Надеюсь, что более детальное исследование внутренней миссии Русской Православной Церкви той поры будет представлять не только исторический интерес для православного исследователя-краеведа, но и даст возможность миссионерам современности позаимствовать в трудах своих предшественников опыт противостояния распространению сектантства и обращения заблудших.
________________________________

1 СЕКТА – (от лат. secta – замкнутая группа людей) религиозная, обособленная группа верующих, отошедших от той или иной церкви или общины. Секта характеризуется: оппозиционностью господствующей в обществе церкви; претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; настроениями избранничества; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркиванием равенства всех ее членов; отрицанием института священства.

2 ШТУНДА - (от нем. stunde – час, для чтения и толкования Священного Писания), рационалистическая секта, возникшая в южной и юго-западной России; в 1860-х гг. появившаяся и в Приволжской губернии и др. вместе с немцами-колонистами. Первоначально Ш. особой секты не составляли, но собирались вместе для чтения Библии. Позже Ш. выделились в отдельную секту, разорвали связь с Православной Церковью и слились с баптистами, стали называть себя русскими баптистами, или штундобаптистами. С течением времени из среды баптисто-штундистов, принимающих протестантское вероучение баптистов, выделилась секта младоштундистов, отвергающих все обряды и Таинства. В учении штундистов имеются и элементы социально-политического характера.

3 МОЛОКАНЕ – русская рационалистическая секта, выделившаяся от духоборов во второй половине XVIII в. Крестьянин Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда Семен Уклеин, прежде последователь духоборства, познакомился с учением Тверитинова, основал особую секту. М. ассоциируют Библию с образом «духовного молока» (отсюда название). Проповедуют скорое пришествие Христа, отвергают Православную Церковь, обряды, Таинства и почитание святых, совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выборные пресвитеры. В XIX в. распространились в Закавказье, Крыму, Сибири, Закаспийской и Карской областях. Источником вероучения М. является одна лишь Библия, которую толкуют аллегорически. Моления их состоят из чтения Библии и пения гимнов.

4 ЛЮТЕРАНЕ – последователи лютеранства – одного из христианских вероисповеданий, основанного Лютером и изложенного им и его продолжателями в ряде символических книг. Исходные пункты Л.: учение о Библии, как единственном источнике вероучения, доступной толкованию каждого; оправдание одной верою, силою благодати; отрицание церковной иерархии; признание Таинств лишь внешними знаками общения со Христом. Вместо семи Таинств признаются только два: Крещение и Причащение. Богослужение отличается большей, сравнительно с католическим и православным, простотой. Проповедям отведено более важное место. В России лютеранская церковь носит название Евангелическо-Лютеранской.

5 НАЧЕТЧИК – начитанный человек.

6 БАПТИСТЫ – (от греч. – погружать, крестить в воде) последователи христианской секты, признающей лишь крещение взрослых; крещение детей ими отвергается; Библия – единственный источник вероучения. Баптизм подразделяется на множество отдельных мелких сект, так как, в силу религиозного субъективизма, его учения и обряды постоянно видоизменяются. Б. возник в Англии, где впервые о нем упоминается в 1618; уже в 1639 он был перенесен Роджером Виллиамсом (основатель штата Род-Эйланда) в Америку. В 1834 г. купец Онкен основал в Гамбурге первую общину баптистов.

7 АДВЕНТИСТЫ – (от лат. adventus – пришествие), последователи возникшего в США в 1830-е гг. течения в протестантизме. В России с 1880-х гг.; проповедуют близость «второго пришествия Христа» и наступления на Земле «тысячелетнего царства Божия». Наиболее многочисленны Адвентисты седьмого дня.

8 ЖИДОВСТВУЮЩИЕ – учение возникло в Новгороде во 2-й половине XV в. под влиянием религиозного движения, происходившего в Западной Европе. Основателем считается приехавший с юга еврей Схария. Ж. отрицали Троичность Божества и Божественность Иисуса Христа, монашество, иерархию, поклонение иконам, иные не признавали и бессмертия души. Ж. называют также сектантов-субботников, придерживающихся некоторых еврейских догматов и обрядов. Они появились в начале XIX в. в Тульской, Воронежской и Тамбовской губерниях.

9 ХЛЫСТЫ – русская мистическая секта, основанная в середине XVII в. крестьянином Даниилом Филипповым; делятся на 3 разряда и составляют общины или корабли, управляемые пророками, кормовщиками, «христами», «богородицами». Богослужения Х. (радения) совершаются по ночам, состоят в чтении и аллегорическом толковании Библии, в пении песен, в прыжках, бегании и бичевании, доводящих до экстаза и бреда. Христианство признается Х. в иносказательном духовном смысле, семья и государство отрицаются.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Астанайской и Алматинской епархии

    

Контактная информация