Дорогие братья и сестры!
Наш приход существует исключительно на пожертвования. Ваша материальная помощь на ремонт  собора  будет с благодарностью принята.
Наши реквизиты:
РНН 451500007584
ИКК 701104  
в  Ф ОАО БАНК ЦЕНТР КРЕДИТ
БИК 193201759, Кбе 18
Благовещенский собор

Электронный кошелек 

  WebMoney:
Z202245142409
E312859063250
R179544103513
Божие благословение да пребудет со всеми благотворителями и помощниками!

Из фотогалереи

Из истории церковно-приходской школы г.Павлодара

Доклад игумена Иосифа (Еременко), Благочинного церквей Павлодарского Округа, на научной конференции «Возрождение демократии в Павлодарском Прииртышье», посвященной Марданову Ж.М., проходившей в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова 10-11 ноября 2005 г.

18 ноября (5 ноября по старому стилю) 2005 г. исполняется 120 лет со дня начала занятий в церковно-приходской школе градо-Павлодарской Флоро-Лаврской церкви. В результате работы в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина были найдены материалы, рассказывающие об открытии церковно-приходской школы в г. Павлодаре.

Вопрос об открытии церковно-приходской школы в г. Павлодаре был возбужден причтом Флоро-Лаврской церкви 7 сентября 1885 г. В этот день причтом было написано отношение инспектору Павлодарского трехклассного городского училища о том, нет ли с его стороны каких-либо препятствий к открытию в г. Павлодаре церковно-приходской школы и не найдет ли он возможным снабдить школу какими-либо учебниками и пособиями. 10 сентября инспектор училища уведомил причт Флоро-Лаврской церкви г. Павлодара, что препятствий к открытию школы не имеется, а в учебниках нуждается само городское училище. При этом предложил учащим церковно-приходской школы пользоваться пособиями, которые имеются в фундаментальной библиотеке училища. 15 сентября причт, уведомляя отношениями Павлодарское станичное правление и Павлодарскую городскую управу о своем намерении открыть в г. Павлодаре церковно-приходскую школу, в которой духовенством бесплатно обучались бы дети всех сословий обоего пола, просил как Станичное правление, так и Городскую управу изыскать возможность нанять на свои средства для церковно-приходской школы удобное помещение с отоплением и одной прислугой. При этом внимание Станичного правления было обращено на то, что у казаков нет училища для девочек, а Городской управе было сказано, что в городе нет ни одного приходского училища, недостаток в котором давно уже ощущается. Было обращено внимание Станичного правления и Городской управы и на то, что на заведение самостоятельных училищ, которые вполне может заменить церковно-приходская школа, потребуется затратить гораздо большие средства, чем на наем одного помещения для церковной школы.

Несмотря на все очевидные выгоды для станицы и города от открытия церковно-приходской школы, Станичное правление 20 сентября совершенно отказалось нанять помещение для церковно-приходской школы, мотивируя свой отказ тем, что станичное общество намерено построить школу во имя святого Мефодия. Из Городской управы никакого ответа не последовало.

Между тем, причт Флоро-Лаврской церкви г. Павлодара, заботясь о скорейшем открытии церковно-приходской школы, 18 октября выписал из книжного магазина Тузова на 15 рублей церковно-попечительских денег необходимые для школы книги и пособия и закупил в городе некоторые классные принадлежности. Тогда же священник Алексий Гусев заявил причту о желании открыть церковно-приходскую школу пока для 10 человек в своей квартире, где он соглашался вместе с женой обучать девочек грамоте и рукоделию. Ввиду этого заявления, а также ввиду того, что по разным обстоятельствам в Городской управе не может быть скоро решен вопрос о найме для церковно-приходской школы помещения, причт решил немедленно открыть школу.

3 ноября, в воскресный день, священник А. Гусев произнес с церковной кафедры поучение на слова Иисуса Христа  «…В законе что написано? как читаешь?» (Лк.10, 26), обращенные Господом к искушавшему Его законнику вопросом о том, что он должен делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную. Священник А. Гусев говорил о необходимости для всех изучения Священного Писания, в котором в полноте изложены все наши обязанности в отношении к Богу и ближним, через исполнение которых они могут сделаться истинными сынами Божиими и наследниками Жизни Вечной. Далее священник А. Гусев советовал всем учиться грамоте, без которой невозможно изучение Священного Писания, тех же, кто сами не могут учиться грамоте, убеждал отдать в школу своих детей, указывая при этом на облагораживающее влияние грамотности в семейном быту. В заключение священник А. Гусев сказал, что на следующий день, в понедельник, в его квартире открывается церковно-приходская школа для девочек и мальчиков в количестве не более 10 человек, так как помещение не позволяет принять больше.

На другой день после Литургии в 12 часов за подписями наблюдателя церковно-приходских школ,1 настоятеля Флоро-Лаврской церкви протоиерея Димитрия Серебренникова2 и священника Алексия Гусева были разосланы гражданским и военным чинам, а также именитым гражданам г. Павлодара письма, в которых они приглашались пожаловать в час пополудни на квартиру священника А. Гусева для присутствия при открытии церковно-приходской школы. В числе приглашенных был Окружной инспектор Томского учебного округа Матфей Васильевич Вахрушев, бывший в Павлодаре для ревизии городских училищ. Когда собрались приглашенные на квартире священника А. Гусева, протоиерей Д. Серебренников отслужил молебен с водосвятием, после которого произнес краткое слово. Изложив содержание Евангелия, прочитанного на молебне, протоиерей Д. Серебренников остановил внимание присутствовавших на том обстоятельстве, как ученики Христовы не допустили детей принять благословение своего Учителя, что и ныне некоторые люди, призванные на служение обществу, стараются противодействовать духовенству в устройстве церковно-приходских школ, но что, несмотря на это, школы все же открываются, свидетельством чего служит ныне открытая в этом доме школа, в которой дети будут учиться вере и благочестию. После этого священник А. Гусев прочитал правила о церковно-приходских школах и сказал несколько слов о том, что открываемая теперь школа для девочек только предвестница предполагаемой другой школы для мальчиков, которая не замедлит в скором времени открыться с отдельным учителем и что, он надеется, и эта школа с Божией помощью может возрасти в обширное училище благочестия, подобно тому, как из маленького зерна вырастает обширное дерево, приносящее обильные плоды и служащее приютом и местом отдохновения для людей, птиц и др. Затем последовали поздравления с открытием школы и выбор учащихся.

На молебне присутствовало 7 девочек и 8 мальчиков, а так как в школу нужно было принять только 10 человек, то по совету окружного инспектора М.В. Вахрушева были приняты все девочки и 3 мальчика в возрасте 8-12 лет. Остальным мальчикам было отказано впредь до открытия школы для мальчиков. Выпив по стакану чая, окружной инспектор с присутствующими осмотрел комнату, предназначенную для классных занятий, и приобретенные на собственные средства священником А. Гусевым некоторые пособия и остался всем доволен.

Так совершилось открытие церковно-приходской школы в г. Павлодаре. Занятия начались 5 ноября. В числе поступивших две девочки оказались грамотными, из которых одна даже кончила курс в городском женском училище. Посещала она школу с целью научиться рукоделию и пополнить свои знания. Остальные дети были совершенно неграмотными. Занятия с неграмотными, за неполучением книг из магазина Тузова, заключались в беседах по Закону Божию, русскому языку, в обучении счету, предварительных упражнениях по письму и в пении простых молитв. Грамотные девочки во время уроков с неграмотными под присмотром жены священника А. Гусева занимались рукоделием, а после окончания занятий с первыми оставались в классе на некоторое время для повторения и пополнения своих знаний. Дети приучались читать и петь на клиросе. 9 ноября, в субботу, грамотная девочка за всенощной читала псалом «Благословлю Господа…».

В г. Павлодаре было очень много желающих учиться в церковно-приходской школе, и жители постоянно приводили девочек и мальчиков, но за неимением помещения и за невозможностью одному лицу, обремененному прямыми служебными обязанностями, заниматься с большим числом учеников, приходилось к прискорбию родителей отказывать в приеме их детей в школу. В Павлодаре необходимо было открыть и более обширное училище для мальчиков. Полагали, что на первое время помещением для училища могла бы служить церковная сторожка. Преподавателем мог быть второй псаломщик, место которого в то время было не занято. Второму псаломщику полагалось при готовой квартире 120 руб. в год жалования от города. Кроме того, ему причиталось бы в год дохода не менее 280 руб. Следовательно, псаломщик имел бы дохода в год 400 руб. – жалование в виду сравнительной с г. Тобольском дешевизны на жизненные припасы вполне достаточное даже для человека семейного.3

В феврале 1886 г. павлодарский причт во главе с наблюдателем церковно-приходских школ, настоятелем Флоро-Лаврской церкви протоиереем Д. Серебренниковым открыл одноклассную церковно-приходскую школу с двухгодичным курсом, в которую можно было принять не 10, а, по крайней мере, 40 учащихся. Хотя в это время еще никаких средств для открытия школы не было, но условия для открытия стали заметно улучшаться. Все гражданские и военные чины г. Павлодара и некоторые из более просвещенных купцов и мещан стали выражать явное сочувствие ко вновь открытой школе. На должность второго псаломщика при павлодарской Флоро-Лаврской церкви был определен окончивший Петербургский учительский институт Барулин, на которого появилась возможность возложить звание и обязанности учителя церковно-приходской школы.

23 февраля 1886 г. по окончании Божественной Литургии протоиереем Д. Серебренниковым в присутствии причта и приглашенных чинов и граждан было отслужен молебен в нанятом на скудные средства церковного попечительства доме, предназначенном для помещения вновь открываемой школы. В день открытия школы в нее поступило 7 мальчиков, и потом число их стало день ото дня все более возрастать и достигло вскоре 42. Однако городское и мещанское общества при новом обращении с просьбой о помощи решительно отказали, причем под приговором мещанского общества об отказе подписались даже те, чьи дети уже начали учиться в церковно-приходской школе.

Через два месяца после открытия школы, в мае, наблюдателем церковно-приходских школ протоиереем Д. Серебренниковым в присутствии учителя-инспектора городского училища Голубева, священника и учителя-псаломщика Барулина были произведены испытания 42 мальчиков, из которых в первом отделении было 23, а во втором отделении 19 мальчиков. Тогда же были произведены испытания и в школе, находящейся на квартире священника. Результаты испытаний были удовлетворительными. Однако, ввиду сделанного священником А. Гусевым заявления о невозможности совмещать обязанности учителя домашней школы с обязанностями законоучителя городского училища и приходского священника и ввиду крайне тесного и неудобного помещения, решили домашнюю школу закрыть, а учившихся в ней девочек с начала наступающего 1886/87 учебного года перевести в школу Барулина.

Таким образом, в городе осталась одна школа, но и та без средств к существованию, если не считать 50 руб., которые Указом Тобольской Духовной Консистории от 20 марта 1886 г. за № 1909 разрешалось употребить из церковных средств на неотложные нужды школы, и если не считать также разрешенных к заимствованию из церкви 15 саженей дров для отопления школы.

Для улучшения материального положения школы было решено создать попечительство при Павлодарской церковно-приходской школе из наиболее известных своим расположением к духовно-нравственному просвещению лиц. В середине мая 1886 г. по указанию протоиерея Д. Серебренникова были приглашены члены попечительства гражданские и военные чины, купцы и мещане, и попечителем церковно-приходской школы был избран семипалатинский купец Артемий Иванович Деров, проживавший в г. Павлодаре. 28 мая был получен Указ № 2970 Тобольской Духовной Консистории, которым утверждалось попечительство и в котором епископ Тобольский и Сибирский Авраамий (Летницкий; †24.10.1893) преподал архипастырское благословение избранному попечителю А.И. Дерову.

15 июня 1886 г. состоялось первое заседание попечительства. В тот же день попечитель школы А.И. Деров пожертвовал школе 300 руб., все другие члены попечительства – 44 руб. В середине сентября 1886 г. попечительством было собрано уже 984 руб., и появилась возможность положить жалование в 120 руб. псаломщику Барулину, который до тех пор работал безвозмездно. Тогда же был поднят вопрос о покупке для школы особого дома, но из-за нехватки средств покупка дома была отложена до более благоприятного времени. В 1886/87 учебном году занятия проходили в нанятой квартире, состоявшей из двух комнат, соединенных аркой. Обе комнаты могли вместить не более 20 человек, а в школу было принято 46, в том числе 9 девочек. В душном и тесном помещении, при нехватке учебных и классных пособий Барулин начал занятия. Ему помогала его жена Анна Георгиевна.

21 октября школу посетил генерал-губернатор Степного края Г.А. Колпаковский.4 Проведя испытания учащихся, генерал-губернатор Г.А. Колпаковский остался доволен ответами опрошенных мальчиков, выразил благодарность за заботы о школе протоиерею Д. Серебренникову, за успехи учеников – учителю Барулину и пожертвовал на школу 25 руб. По прибытии в г. Омск генерал-губернатор Г.А. Колпаковский в речи, обращенной к представителям администрации Степного края, подтвердил свой отзыв о Павлодарской церковно-приходской школе. 24 апреля 1887 г. генерал-губернатор Г.А. Колпаковский передал в школу 50 брошюр различного содержания для чтения учащимся.

Вскоре мальчики начали довольно бойко читать в церкви часы и шестопсалмие, а лучшие начали читать и все то, что положено в праздничные и воскресные службы. Все ученики школы вместе с учениками городского училища, а иногда и одни пели за Литургией. Ученики же, готовившиеся к выпускному экзамену, иногда заменяли на клиросе при богослужении псаломщика. В конце 1886/87 учебного года испытательной комиссией, состоявшей из попечителя школы А.И. Дерова, наблюдателя церковно-приходских школ протоиерея Д. Серебренникова, законоучителя и учителя, был проведен экзамен всем 46 учащимся, в числе которых было 9 девочек. Успехи учеников и учениц оказались удовлетворительными. Пять мальчиков выпущены из школы со свидетельствами об окончании курса церковно-приходской школы и с правом четвертого разряда по воинской повинности.

23 мая 1887 г. попечительство купило на деньги, пожертвованные попечителем А.И. Деровым, новый дом за 1000 руб. Однако этот дом по своему внутреннему устройству и по месту нахождения за городом был неудобен для школы. 25 мая А.И. Деров купил у чиновницы Измайловой место в 600 квадратных саженей в самом центре города и на лучшей улице. 1 июня телеграммой епископ Тобольский и Сибирский Авраамий (Летницкий; †24.10.1893) благословил начало строительства новой школы. В тот же день на средства попечителя строительства А.И. Дерова был заложен каменный фундамент и началось строительство школы по плану, рассмотренному и утвержденному попечительством.

Здание школы было построено за три с половиной месяца за исключением штукатурки комнат, окраски полов и наружной обшивки здания.5

В воскресенье 20 сентября 1887 г. была торжественно отслужена в Павлодарской Флоро-Лаврской церкви Божественная Литургия, на которой настоятелем церкви, благочинным священником Стефаном Наумовым было произнесено слово о значении церковно-приходских школ в деле развития церковности и религиозно-нравственного просвещения подрастающего поколения.

После Литургии бывшие в церкви граждане были приглашены для присутствия при освящении нового здания церковно-приходской школы. По прибытии в здание школы в присутствии попечителя А.И. Дерова и членов попечительства Павлодарской школы, церковного причта, некоторых граждан, учеников и учениц церковно-приходской школы священником С. Наумовым был отслужен благодарственный с водосвятием молебен святым славянским первоучителям Кириллу и Мефодию. После молебна священник А. Гусев сказал слово о том, когда, при каких условиях и с какими средствами возникла Павлодарская церковно-приходская школа, какими средствами она располагает в настоящее время, из каких источников таковые получаются, кто главные деятели в устройстве школы и чего должны ожидать в будущем от этой школы.

Затем священник С. Наумов роздал учащимся школы приобретенные на собственные средства книжки и окропил все здание святой водой.

Здание школы деревянное на каменном фундаменте, крытое и обшитое тесом. Приспособлено оно для помещения двух школ – мужской для 50 мальчиков и женской для 30 девочек. При нем устроена из двух просторных комнат с кухней через коридор квартира для учителя. На школьном дворе выстроены на каменном же фундаменте баня и амбар с погребом под одной крышей. Школа и квартира учителя снабжены мебелью, достаточным количеством училищных принадлежностей, учебников и пособий.

21 сентября был отслужен молебен перед началом учения. В школу явилось 40 мальчиков и 15 девочек.

23 сентября школу посетил военный губернатор Семипалатинской области Щетинин, который остался доволен зданием школы, школьной обстановкой и учителем.

1 октября состоялось заседание членов попечительства церковно-приходской школы. Здание школы членами попечительства было оценено в 5000 руб., а школьная обстановка и мебель – в 400 руб. Все эти средства были пожертвованы одним попечителем школы А.И. Деровым. Кроме того, А.И. Деров заплатил из своих средств 120 руб. жалования учителю школы за 1886/87 учебный год и еще 240 руб. ему пришлось заплатить в Семипалатинское Областное Правление при совершении крепостного акта на купленное для школы место, которое вместе со зданием школы было передано церкви. Ввиду таких крупных пожертвований попечителя школы А.И. Дерова члены попечительства постановили ходатайствовать перед высшим духовным начальством о достойном награждении жертвователя. Тогда же постановили открыть при школе женское отделение и нанять сторожа, причем решили платить жалование учителю-псаломщику и учительнице по 200 руб. каждому, а сторожу – 60 руб. в год. Но так как школьного капитала, пожертвованного и собранного по подписным листам всеми членами попечительства, кроме А.И. Дерова, в наличности было всего 230 руб., а расход по школе должен был составлять ежегодно до 500 руб., то члены попечительства постановили: 1) просить епархиальное начальство о посильной постоянной помощи школе; 2) пригласить к посильным пожертвованиям членов попечительства и продолжить сборы по подписным листам.6

Открытие церковно-приходской школы градо-Павлодарской Флоро-Лаврской церкви стало значительным событием не только в духовной, но и в культурной жизни павлодарского общества ХIХ века.
_____________________

1 В своей деятельности наблюдатели церковно-приходских школ руководствовались составленной Тобольским Епархиально-училищным Советом инструкцией. Для наблюдения за правильностью ведения учебно-воспитательного дела в церковно-приходских школах, наблюдатели обозревали школы два раза в год при полугодичных благочиннических ревизиях церквей, причем посещением уроков контролировали способности и умение учителей, а также усердие их и заведующих школами. Кроме того, к обязанностям наблюдателей школ относились: забота о материальном обеспечении школ и удовлетворении всех их нужд, для чего они обращались с ходатайством в Епархиально-училищный Совет через уездные Отделения его или непосредственно о пособиях денежных и книжных; они председательствовали в комиссиях по испытанию учеников церковно-приходских школ на получение ими льготных свидетельств по воинской повинности и давали отчеты о состоянии находящихся под их наблюдением школ; через них уездные Отделения давали различные распоряжения, касающиеся школ, разъяснения по разным вопросам школьного дела. (Тобольские Епархиальные Ведомости. 1895. Б/№. С. 60.)
2 В июле 1887 г. был переведен из г. Павлодара в Тобольский кафедральный собор.
3 Тобольские Епархиальные Ведомости. 1886. № 1. С. 16-19
.
4 Колпаковский Герасим Алексеевич родился в 1819 г., генерал от инфантерии, почетный член войскового сословия Сибирского казачьего войска, Почетный гражданин г. Верный. С 1882 по 1889 г. генерал-губернатор Степного края, командующий войсками Омского военного округа, войсковой Наказной атаман Сибирского казачьего войска. Отличался поощрением развития науки и культуры. Состоял почетным членом любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского Русского географического общества и др. Скончался 20 апреля 1896 г. в Санкт-Петербурге и похоронен на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
5 Тобольские Епархиальные Ведомости. 1888. №№ 1-2. С. 32-36.
6 Там же. С. 29-31.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Астанайской и Алматинской епархии

    

Контактная информация