Ошибаются ожидающие и ищущие удобств и спокойствия в жизни, для спасения необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива, скоропреходяща, зачем к ней прилепляться?
Иеромонах НИКОН

Что такое вечная жизнь и как она возможна?

11.06.2009

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста,разобраться.
По христианскому вероучению ( да и в большинстве других религий тоже ) - каждого человека после смерти ожидает на том свете вечная жизнь ( и в раю, и в аду ).
Но как можно понять эту самую вечную жизнь??? Бесконечность не укладывается в человеческий мозг! Когда я пытаюсь об этом думать, я  чувствую, что начинаю сходить с ума.
Мой мозг пытается понять бесконечность... но не может этого сделать. И из-за этого в психике существует какой-то постоянный очаг напряжения. И жить с ним становится всё тяжелее и тяжелее... Мысль о том, что "...вдруг я живу в бесконечности, причем от меня это не зависит, и ничего с этим не поделаешь..." - эта мысль вызывает дикий, иррациональный ужас. Эта мысль поглощает меня почти полностью, постепенно вытесняя из жизни все прежние интересы...
Вы не сможете поподробнее рассказать, как можно понять эту вот вечную жизнь и бесконечность? Что говорит Церковь по этому вопросу? Как это так - жить, жить, жить.... - а конца нет? Это же ужасно!!!
Извините за сумбурность, просто мне действительно очень тяжело...
Заранее признателен за возможный ответ.

С уважением, Александр.


Только религиозное представление о Боге-Творце может дать объяснения вечности, бессмертию. Бог даровал человеку вечность. Сам Бог – вечен, и, как Источник жизни, Он дарует вечность человеку («чело-век» - чело, обращенное к Вечности). Он создал нас во времени с целью подарить нам Свою Вечность. Неужели Бог будет создавать человека по Своему образу и подобию, чтобы потом все пропало? Как говорил Достоевский – здесь, на земле, все начинается и ничего не кончается…

Бессмертие без Бога – это действительно страшно, в этом – обреченность. А для христианина вечная жизнь – это радость встречи с Творцом, надежда на блаженное пребывание с Ним, радость от общения с Ним. "Я есмь воскресение и жизнь,- говорит Господь Иисус Христос Марфе, - верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек" (Ин. 2, 25-26). Поэтому апостол Павел и пишет фессалоникийцам: "Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды" (1 Фес. 4, 13). Поистине, христианское учение - религия надежды, поэтому в твердости мучеников нет ничего общего со спокойствием античных мудрецов перед неизбежным концом. И как трогательна в своей умиротворенной уверенности молитва на костре святого мученика Поликарпа: "Господи Боже, Всемогущий, Отец Иисуса Христа, Твоего возлюбленного и благословенного Чада, Которым мы Тебя познали; Бог ангелов и сил, Боже всей твари и всей семьи праведников, живущих в Твоем присутствии: благословляю
Тебя, что Ты удостоил меня сего дня и часа сего быть причисленным к Твоим мученикам, и пить из чаши Христа Твоего, дабы воскреснуть в вечную жизнь души и тела, в нетленности Духа Святого".

Философы с древнейших времен пытались ответить на вопросы о вечности. Здесь же приведем некоторые мысли о понимании вечности в богословии Отцов Церкви.

Библия дает линейное видение истории, которая получает начало благодаря творящему действию Божию. Мир не самобытен, он имеет начало и своим существованием обязан благой воле Создателя, вызвавшего его из небытия (из не сущего, из ничего) творящим “Да будет!” Поэтому вечным и бессмертным в собственном смысле этих слов может быть назван только Бог. Прочие существа могут обладать бессмертием только в силу своей причастности к Нему (Иустин Философ. Диалог с Трифоном Иудеем, 5-6).

Существует радикальное различие между бытием Божиим и существованием сотворенного мира и, соответственно, между безначальной Божественной вечностью и тварной вечностью разумных существ, имевших начало.

В понимании Отцов Церкви вечность не есть временная бесконечность или длительность без начала и конца, которую можно мыслить как некую неоконченную линию, при этом рассматривая историю мира как отрезок этой линии, ограниченный началом творения, с одной стороны, и концом света, с другой. Вечность есть обладание всей полнотой бытия. “Вечностью, – писал прп. Максим Исповедник, – мы называем некую неподвижную и притом цельную жизнь, уже беспредельную и совершенно неколебимую” (Схолия 14: О Божественных именах, 5, 4). По природе этой беспредельной жизнью может обладать только Бог, Который абсолютно не зависит от условий времени, как формы изменчивого существования. Бог, по выражению свт. Григория Богослова, “сосредоточивает в Себе всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится”, Он “всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, есть; ибо слова был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сущий – всегда” (Слово 38). То есть понятия “раньше”, “теперь”, “после” и т. п. к
Богу неприложимы. И прежде начала этого мира и в конце его лежит одна Божественная вечность, “как некое море сущности, неопределимое и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве” (Григорий Богослов. Слово 38). Для Бога в равной мере, “как на ладони”, открыты и одинаково реальны и прошлое, и настоящее, и будущее: пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний (Пс. 89. 5). “У Бога все пред очами, и что будет, и что было, и что есть теперь. Для меня такой раздел положен временем, что одно впереди, другое позади; а для Бога все сливается в одно, и все держится в мышцах великого Божества” (Григорий Богослов. Песнопения таинственные 4). Однако, как отмечал Владимир Лосский, “если движение, перемена, переход от одного состояния в другое суть категории времени, то им нельзя противопоставлять одно за другим понятия: неподвижность, неизменность, непреходящесть некой статичной вечности; это была бы вечность умозрительного мира Платона, но не вечность Бога Живого. Если Бог живет в
вечности, эта живая вечность должна превосходить противопоставление движущегося времени и неподвижной вечности”.

Таким образом понятие “вечность” применимо в строгом смысле только к Богу. Вечность есть свойство Его бытия, коренным образом отличное от времени – одного из необходимых условий нашего изменчивого мира. Вечность по отношению ко времени трансцендентна. И хотя вследствие своей ограниченности мы вынуждены так или иначе сопоставлять вечность со временем, онтологически это совершенно несводимые реальности (Григорий Богослов. Слово 29, 3).

Бог творит ми вместе со временем. И тварный мир получает собственную природу, радикально отличную от вызывающих ее из небытия Божественных энергий (Григорий Палама. Триада III. 3, 6-9). Тем не менее осуществление этой сотворенной природы происходит именно в энергиях Творца, которые, не сливаясь с миром, пронизывают его и тем самым удерживают от уничтожения (Дионисий Ареопагит. О Божественных именах, 5, 4; Максим Исповедник. К Фаласию, 2; 13).

Время имеет начало и конец. Согласно Божественному Откровению, по окончании земной истории, когда наступит “тот неизмеримый и непротяженный предел времени”, “последняя и крайняя вершина, после которой не остается ничего” (Григорий Нисский. Об устроении человека, 12), мир переступит черту, за которой времени уже не будет (Отк. 10. 6). “Тогда же… произойдет разложение всего на элементы (стихии), и при преложении целого соизменится и человеческое из тленного и землистого в бесстрастное и вечное” (Григорий Нисский. Об устроении человека, 12). За пределами седмичного времени начнется символический восьмой день (Василий Великий. Шестоднев, 4) и вся тварь, включая видимый мир, приобщится к Божественной вечности (Дионисий Ареопагит. О Божественных именах, 10, 3; Максим Исповедник. Схолия 8: О Божественных именах, 10, 3). Это преображение совершится, как и при первоначальном творении, мгновенно, во мгновении ока (1 Кор. 15. 52). В теснейшее единение с Божественной вечностью вступит и тварная вечность ангелов. Динамичное участие в вечной жизни Творца следует рассматривать как существенный аспект бесконечного процесса обожения всей твари.

Смотрите также:

http://

http://www.
http://www.

Диакон Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация