Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Смотри же, ради кратковременного наслаждения яствами не лишись ангельской записи
Свт. Василий Великий

Тюремное служение

01.06.2009

фотогалерея

 

"…в темнице был, и вы пришли ко Мне. (Мф.25;36)"

Если мы спросим у жителей Павлодара, сколько православных храмов есть у нас в городе, то нам ответят - два и назовут Благовещенский собор и Христо-Рождественский храм. Но существуют еще четыре храма, про которые мало кто знает, пусть не типовых, но действующих, со своими приходами, со своей литургической жизнью. Эти неизвестные храмы находятся на территории исправительных учреждений - храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского (АП-162/3), храм в честь Святой Троицы (АП-162/4), храм в честь иконы Пресвятой Богородицы “Взыскание погибших” (АП-162/5) и храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» (АП-162/2). Первая моя встреча с этими приходами случилась в 2007 году на праздник Сретения Господня. Во главе с благочинным церквей Павлодарского церковного округа игуменом Иосифом (Еременко) по приглашению администрации и заключенных мы посетили две колонии строгого режима АП-162/3 и АП-162/4.

Вход в любое исправительное учреждение начинается с получения пропуска, далее – коридор, караульный пост и лязг магнитных замков закрывающихся за тобой железных дверей. Вот - последняя дверь. Выходим на улицу. Перед нами узкий проход по бокам, сверху, на заборах - колючая проволока, вышки часовых. Это - так называемая локальная зона. Опять - дверь, за ней - небольшое здание – это комната досмотра. Наконец, последняя дверь, а за ней - жизнь! Жизнь, наперекор всем твоим фантазиям, которые рисовали тебе мрачные картины жизни заключенных перед входом в исправительное учреждение. Ты вдруг видишь перед собой аккуратно подстриженный кустарник, какие-то хозяйственно-административные здания и даже фонтан (АП-162/3). Видишь любопытные, приветливые, хмурые взгляды заключенных и работников юстиции, идущих по своим делам, занятых работой или праздной беседой. Жилая зона живет своей, только ей понятной, жизнью со своими законами, понятиями и порядками.

«Центром жизни любого прихода является храм, - место совместной молитвы, место совершения христианских Таинств. Храм - это небо на земле, где люди набираются благодатных сил и отдыхают от тяжкой юдоли мира сего, где человек набирается духовных сил, чтобы нести свой крест. Если вольные люди несут свое горе и печали в храм Божий и получают там утешение, то каково же значение храма в жизни уверовавшего в Бога узника! К храму заключенные относятся с какой-то особой любовью, и участие в строительстве храма на территории лагеря или тюрьмы воспринимается как общее дело, как дело свободного волепроявления. Храм - это воля в заключении» - так описывает место и значение храма в жизни заключенных протоиерей Глеб Каледа. И видя, с какой любовь и ревностью заключенные обустраивают храмы, с этим трудно не согласиться. Храмы в колониях появились в начале 90-х годов трудами клирика Христо-Рождественского храма г. Павлодара иерея Евгения Касьянова. Отец Евгений много сил приложил для создания в местах заключения православных общин. В колониях не просто служились молебны, панихиды, совершались таинства Крещения, Соборования, но даже служилась Божественная литургия, во время которой пел хор заключенных! Многие певчие со стажем до сих пор помнят эти поездки по «зонам» вместе с батюшкой.

В храмах АП-162/5 и АП-162/4 есть иконостасы, иконы в которых были написаны самими заключенными, установлены святые престолы и жертвенники, подсвечники, голгофы, стены украшены рядами икон.

В текущем 2008 году в АП-162/3 трудами заключенных был установлен купол, сделан ремонт внутри и снаружи здания храма, была начата роспись. Роспись и иконы храма выполнены в каноническом стиле иконописцем Игорем Ивановым.

Богослужения в храмах проводятся ежедневно старостами. Обязательно вычитывается утреннее и вечернее правило, канон дня и акафист, а также прочитывается дневное Евангелие. В каждом храме действует библиотека.

Тюрьма - это огромный сложный мир, где на ограниченной территории собраны вместе и заперты в камерах, больших и маленьких, люди трагических судеб, разных характеров, стремлений и жизненного опыта. Мир, где садисты соседствуют с молодыми романтиками, необузданная фантазия которых привела их в разбойные банды, где новые раскольниковы расплачиваются за свои наполеоновские мечтания, за проверку себя: что он - тварь дрожащая или личность, которая может переступить нормы общества (вплоть до совершения убийства) и повелевать людьми, организовывать их и командовать ими. Мир, где в тесных и душных камерах мучаются те, кто, насмотревшись фильмов, мечтал о "хорошей и свободной жизни", о "красивой жизни", как любят говорить они, о женщинах и вине, где заключены солдаты-убийцы, не выдержавшие издевательств старослужащих, опытные рецидивисты, гордые своим весом в уголовном мире, "воры в законе" и малолетние преступники - дети, подростки, брошенные своими родителями и совершившие преступления, а также лица, севшие за служебные преступления и собственную небрежность, подставленные своим начальством под суд наивные интеллигенты; здесь и прошлые алкоголики, и наркоманы, насильники и проститутки, мафиози, рэкетиры, милиционеры... Много бывших спортсменов: мастеров и разрядников каратэ, бокса, самбо, борьбы. В спортивных школах и на стадионах в них воспитывали физическую мощь и жажду победы над противником, но не заботились об их душе и нравственности. Этот отрывок из книги протоиерея Глеба Каледы «Остановитесь на путях ваших. Записки тюремного священника» очень точно показывает, с какими разными людьми приходится встречаться и работать в исправительных учреждениях.

У большинства заключенных - тяжелые статьи (АП-162/3, 162/4, 162/5 - строгий режим) и очень большие сроки. И, конечно, многие впервые пришли в храм в колонии. И именно в колонии Господь привел первый раз многих к покаянию, здесь они приняли таинство Крещения, здесь они первый раз причастились Святых Христовых Таин, начали молиться и держать пост, читать творения святых отцов, писать иконы. Но таких, которые осознали весь ужас своей жизни, немного.

В каждой колонии приход состоит в среднем от 4 до 10 человек, но если известно, что приедет священник и будет причастие и исповедь, то собирается до 15 человек. Возраст - от 25 до 45 лет. Молодые парни, мужчины с искалеченным отрезком жизни в среднем равным 10 годам, принесшие страдания не только самим себе, но и своим родным и тем, кто пострадал от их рук и их ближним.

Каждый приезд священнослужителя в колонию для ее жителей всегда праздник. Встречают с радостью и видно, что ждут. Потом обязательно беседа. Вопросы разные, от толкования Священного Писания до решения хозяйственных нужд. После - совершение запланированных треб и Таинств. Все осужденные регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин.
В этом году, впервые после долгого перерыва, в АП-162/3 к 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января) была отслужена Божественная литургия. На службе присутствовало 15 человек, все исповедовались и причащались. По словам самих заключенных, это был особый день в жизни прихода.

Но исправительное учреждение - это не только заключенные. Это и военные обеспечивающие охрану и работники юстиции, проводящие работу с заключенными. И хочется выразить благодарность администрации исправительных учреждений АП- 162/3, АП-162/4, АП-162/5, АП-162/2 и лично Начальнику УК УИС по Павлодарской области полковнику юстиции г-ну Сыздыкову А.А, заместителю начальника УК УИС по Павлодарской области полковнику юстиции г-ну Жамулдинову В. Н., начальнику отделения воспитательной работы по Павлодарской области майору юстиции г-ну Гаврилюк Б. В. за содействие в проведении миссионерской деятельности Православной Церкви в местах лишения свободы. Благословение и помощь Божия да укрепит их в этом нелегком, но благородном деле!

Появление сопровождающего офицера говорит нам о том, что отведенное нам время истекло, как всегда братья провожают к выходу, на ходу договариваемся о следующем приезде. Прощаемся, все берут благословение и остаются, дальше им нельзя - запретная зона. Запретная зона, ведущая к выходу. Опять досмотр, коридор из колючей проволоки, железные двери и вот мы уже на свободе и невольно смотришь на небо, солнце, деревья, но частичка твоей души остается там, за забором, в этих неизвестных храмах, с твоими прихожанами.

В заключении, я хочу остановиться на вопросе, который очень часто задают: «А что дальше?» Здесь, в колонии, где им тяжело, они обращаются к Богу, ходят в храм, молятся, причащаются… А что будет после выхода на свободу? Будут ли они ходить в храм и налаживать свою жизнь, или опять - колония? Ответ может прозвучать очень банально: все зависит от самого человека. От того, насколько серьезно и глубоко он пересмотрел свою жизнь. От того, на сколько он осознал весь ужас и тяжесть совершенного им греха, и на сколько он его возненавидел. От того, на сколько он прилепился ко Христу, на сколько он умер для греха и мира, и на сколько он жив для Бога. Должно произойти полное изменение своего внутреннего бытия и его полное преображение.

Но мы не должны забывать и о том, что человек, освободившись, особенно после длительного срока, часто не приспособлен к этому миру и встречает много проблем, с которыми самостоятельно он разобраться не в силах. И здесь человеку нужна помощь общества во всем многообразии ее форм, как блудному сыну (Лк.15:11-32), как пропавшей овце (Мф.18:11-14; Лк.15:3-7).

Настоятель Никольского храма пос. Ленинский

иерей Артемий Жданов

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Павлодарской епархии
Митрополичьего округа в Республике Казахстан


Контактная информация