Заповедь Христова, добросовестно исполняемая, по множеству скорбей сердечных дарует и утешение, впрочем то и другое приходит в свое время.
Марк Подвижник

Как понять место в Священном Писании о Боге-Троице?

31.05.2009

"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". Я нашел такое разъяснение этого места Св. Писания: "Только Единородный Сын, вечно — и до воплощения и по воплощении — пребывающий в недре Отчем, — Он видел и видит Бога в Его величии и потому в известное определенное время явил Его миру, т.е. с одной стороны явил людям Бога как любящего их Отца и раскрыл Свое отношение к Богу, — с другой же стороны Он осуществлял в Своей деятельности намерения Бога относительно спасения людей, и через это, конечно, еще больше разъяснял их". Объясните, пожалуйста, как Сын видит Отца и раскрыл Свое отношение к Богу если это один Бог и, как я понимаю, это один разум? Александр.

Александр


Ваш вопрос связан с основанием христианской религии - догматом о Пресвятой Троице. Его можно выразить такими словами: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо. Таким образом, в Боге - единство и различие. Чтобы выразить Божественное единство и различие, нужно разграничить понятия «сущности» и «ипостаси», как общее и частное. Так, сущность (природа) Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. В Троице каждая Ипостась содержит Божественную природу во всей ее полноте. Божественные свойства относятся к общей природе: разум, воля, любовь, мир свойственны всем трем Ипостасям. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами. Апостол Иоанн Богослов в самом начале своего евангельского повествования (откуда и взят цитируемый Вами стих) приоткрывает тайну Пресвятой Троицы:  Христос - единородный Сын Отчий, Бог, равный Отцу, тождественный с Ним по Божеству и отличный от Него по Лицу.

В приводимом Вами стихе говорится о Втором Лице Бога-Троицы – Боге-Слове, Его отношении к Богу и к миру, и о Его воплощении. До воплощения Второго Лица Бога-Троицы никто не видел Бога и не мог нам сообщить о Нем ясного и наглядного понятия. А Христос, будучи Сыном Единородным и находящимся в недре Отца, не только видит Его, но и всем людям ясно говорит о Нем. Говоря о недре Отца, евангелист Иоанн показывает нераздельность и совечность Сына с Отцом. Таким образом, благодаря Боговоплощению невидимый и непостижимый Бог стал доступен нашему восприятию. Воплотившийся и вочеловечившийся Сын Божий открыл нам истинное ведение о Боге.

Диакон Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация