Если приступаешь к какому-нибудь делу и не видишь в нем соизволения воли Божией, ни в коем случае не делай его.
Антоний Великий

Как читать Священное Писание, и какие толкования достаточно иметь?

31.05.2009

Меня очень интересует вопрос о чтении и понимании Священного Писания. Дело в том, что Православие утверждает, что нужно понимать Священное Писание так, как учит Церковь, а это очень много книг. Например, Феофилакт Болгарский, Иоанн Златоуст, Толковая Библия Лопухина и  др. Столько книг за всю жизнь не прочитать. Не могли бы вы пояснить, как читать Священное Писание? Можно при чтении его иметь какое-то свое понимание, свои мысли? Какие толкования достаточно иметь?

Никита


Уважаемый Никита, все перечисленные Вами толкования книг Священного Писания заслуживают внимания.

Толкования Феофилакта Болгарского отличаются своей краткостью и лаконичностью.

Святитель Иоанн Златоуст – один из известнейших толкователей. У него – особый экзегетический стиль. Златоуст в Писании подчеркивал особую глубину и объемность, а, следовательно, толкователь должен проникать дальше и глубже поверхностного слоя. Это одно из основных правил Златоуста. Он говорил: «Велика сила Божественного Писания и велико богатство мыслей, сокрытое в словах его. Поэтому со тщанием внимая ему, мы должны много испытывать его, чтобы получить из него обильную пользу». Еще одна важная особенность: его гомилии, изъясняющие Священное Писание, состоят из двух частей. В одной собственно изъясняется Священное Писание, а в другой святитель Иоанн занимается нравственным состоянием своих слушателей, здесь содержится нравственное назидание. Из ветхозаветных книг Священного Писания, кроме бесед на отдельные их места до нас дошли объяснения на книгу Бытия /67 бесед/, на 36 псалмов /до 60-ти бесед/, на 8 первых глав пророка Исаии /7 бесед/, отрывки на пророков Даниила и Иеремию, а также на книгу Иова /в Катенах/. Толкования Златоуста на Новый Завет принадлежат к лучшим из его творений. Из новозаветных писаний святитель Иоанн также объяснял не только частные места, но и целые книги, а именно Евангелия от Матфея /90 Бесед/, от Иоанна /88 бесед/, Деяния Апостолов /55 бесед/ и все 14 Посланий апостола Павла. В толковании Священного Писания Златоуст стал навсегда образцом и авторитетом. Именно за ним шли почти все позднейшие византийские толкователи /Феофилакт Болгарский и др./. И для последующих поколений христиан святитель Иоанн явился образцом православного понимания Священного Писания. За его проповеди, их силу и любовь к Богу и пастве Церковь назвала великого святителя и учителя Златоустом.

Существует много и других достойных внимания толкований на Ветхий и Новый Завет.   

Вы можете обратиться также к труду архиепископа Аверкия (Таушева) «Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета». Этот автор собрал в своей работе объяснения Нового Завета многих известных экзегетов.

Теперь что касается правил чтения Священного Писания.

"Пространный Катихизис" указывает три основных правила, которым необходимо следовать при чтении священных книг.

Первое: "... должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о разумении оного". Для правильного уразумения Священного Писания необходимо доверие тому, что Господь хотел открыть нам в Своем слове. Кроме того, необходима молитва, поскольку одного естественного человеческого разума недостаточно для проникновения в смысл Писания, для этого необходима помощь свыше. Святой Исаак Сирии (VI—VII вв.) учит:
"никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл".

Особенно полезно слушать Священное Писание в храме, поскольку здесь чтение Слова Божия сопряжено с церковной молитвой и само слушание Священного Писания предваряется особой молитвой, в которой испрашивается у Бога отверзение нашего ума для разумения Писания. Чтение Слова Божия рассматривается Церковью как один из способов богообщения. "Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но, отчасти, знание Самого Бога, в некоторой мере приобщая нас Ему".

Второе: "... должно читать оное с благоговением, как слово Божие, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам". Иными словами, чтение Священного Писания является для нас действенным в том случае, если, читая Писание, мы ставим перед собой именно духовные задачи, не преследуя каких-либо посторонних целей, как то: сдача экзамена, составление проповеди или статьи, расширение кругозора и тому подобное.

Третье: "... понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых Отец". Святые отцы – это богословы и духовные учителя, которые защищали и объясняли православную веру. Они сочетали блестящий ум с чистотой души и праведностью жизни, что и делало их действительно Святыми Отцами Церкви. Почему Священное Писание следует понимать согласно изъяснениям святых отцов Православной Церкви? В настоящее время, особенно в протестантской среде, распространено мнение, согласно которому существует некий чистый смысл Священного Писания. Для постижения этого смысла необходимо при истолковании Писания отказаться от всяких внешних авторитетов и стремиться к буквальному, незамутненному пониманию библейского текста. Но именно об опасности такого самочинного и упрощенного толкования Священного Писания многократно предупреждали святые отцы. Святитель Григорий Нисский писал: "Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом". Поэтому надо "благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом, пребывать в границах их учения и знания". В действительности никакого чистого смысла Священного Писания не существует, каждый человек понимает все, в том числе и Священное Писание, в свою меру, которая определяется духовным возрастом человека, его жизненным опытом и общим уровнем культуры. Любое восприятие и понимание всегда субъективно. Можно сказать, что понимать и интерпретировать — это одно и то же. Понять — это и значит истолковать приемлемым для себя образом. Поэтому вопрос не в том, толковать или не толковать, интерпретировать или не интерпретировать, а в том, на основании каких критериев это делать: положить ли в основание нашего понимания Библии толкование учителей, святость которых засвидетельствована Церковью, или же довериться сомнительным мнениям противоречащих друг другу проповедников?

Диакон Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация