Здравcтвуйте, меня интересует такой вопрос. Почему одну душу отправляют в красивое и здоровое тело, а другую в больное и уродливое?

Здравcтвуйте, меня интересует такой вопрос. Почему одну душу отправляют в красивое и здоровое тело, а другую в больное и уродливое? Почему одну душу отправляют в семью президента, а другую в семью алкашей? Если нет переселения душ, то по какому критерию идет определение места будущего проживания?
В то, что дети несут ответственность за грехи родителей я не верю, поскольку даже в уголовном кодексе такой статьи нет! А если на Земле до такого не додумались, то неужели на небесах до такого дошли, что невинная душа должна отвечать за какую то другую? Неужели это "высшая мудрость мироздания"?
Очень жду вашего ответа!!

Вероника


В богословии нет точного ответа на вопрос о происхождении человеческих душ. В истории христианского богословия встречаются три основных гипотезы.

Неодинаковость внешних условий жизни людей в этом мире очень удобно объясняется посредством гипотезы о предсуществовании человеческих душ. Это мнение характерно для античной философии, а на христианской почве его воспроизвел Ориген. Суть его учения вот в чем. Все человеческие души были сотворены Богом одновременно и были совершенно равны по достоинству. Изначально эти души, являясь чистыми умами, лишенными какой-либо вещественности и телесности, были всецело погружены в созерцание Божества. Но затем, по каким-то причинам, душам наскучило созерцать своего Творца, и они уклонились от этого созерцания к худшему: отпали от Бога и в наказание за это были отправлены в различные тела. Одни души, которые меньше согрешили, приняли тела тонкие, эфирные и стали ангелами. Души, более тяжело согрешившие, получили тела вещественные и грубые, т.е. человеческие. Наконец, самые грешные души получили особо мерзкие тела, демонические. То, что различные восточные учения пытаются объяснить посредством учения о карме и т. п., Ориген объясняет изначальным падением, которое в его учении отождествляется с понятием первородного греха. В середине VI в. на V Вселенском Соборе  учение Оригена было осуждено Церковью: "Церковь, наученная Божественным Писанием, утверждает, что душа произошла вместе с телом, а не так, что одно прежде, а другое после, как казалось сумасбродству Оригена".

Существует и мнение о творении человеческих душ, согласно которому каждая индивидуальная душа творится Богом из ничего. В христианской традиции его разделяли святой Ириней Лионский, блаженный Феодорит Киррский, баженный Иероним Стридонский,  святитель Иоанн Златоуст, святитель Кирилл Александрийский и другие. Существуют два различных мнения о моменте сотворения душ. Согласно первому, творение души происходит одновременно с творением тела, в момент зачатия, согласно второму — на сороковой день. Благодаря этой гипотезе можно легко объяснить качественное разнообразие душ, т. е. различие талантов и способностей, которыми Бог наделяет людей по Своему усмотрению. Действительно, Бог дарует человеку как природные, так и благодатные свойства, которые отличают его от миллионов других. Причём именно благодатные дары более всего выделяют личностные черты людей. Промысел Божий не уживается с равенством. Но очень сложно объяснить в таком случае наследование детьми от родителей различных душевных свойств, качеств и способностей? Значит, некоторая связь между душами родителей и детей существует. Уже Ориген в  III веке справедливо критиковал эту гипотезу:  “С точки зрения этой гипотезы остается вовсе неразрешимым, почему Сам Бог, творя души и творя их одинаково частыми и невинными, сразу обрекает их на самые разнообразные и даже до противуположности различные состояния и образы существования в здешнем мире. Одни, например люди, как показывает опыт, рождаются с телами вполне здоровыми и красивыми, другие наоборот с телами болезненными и даже уродливыми, пораженные или всегдашней слепотою, или хромотою, или же немотою; одни рождаются среди удобств, довольства и даже излишеств, другие же среди скудости, бедности и даже вопиющей нищеты; одни рождаются от просвещенных и благовоспитанных родителей и сразу окружаются просветительною и нравственно-воспитательною средою, другие же происходят от диких и грубых варваров и не знают другой среды, кроме невежества, варварства, грубости и жестокости, - словом, одни с самого детства обрекаются на жизненные условия сравнительно самые благоприятные, отрадные и счастливые, другие же, наоборот, на самые незавидные, тяжелые и нередко с большим трудом переносимые. Чем же объяснить все это, если только души творятся Богом, и если они, тотчас по выходе из рук Творца, ровно ничего не могли сделать такого, чем бы могла быть заслужена ими счастливая или несчастная участь на земле? Разве вместе с последователями Маркиона, Валентина и Василида предположить, что причина сему, независимо ни от каких нравственных заслуг душ, заключается в одной безусловной воле Божией, которая, единственно, по своему личному усмотрению, одни души созидает по самой их природе совершенными или добрыми, другие же менее совершенными, а некоторые совершенно злыми, и соответственно с сим каждой из них предопределяет ту или иную участь на земле? Но не будет ли этого значить изрекать клевету и хулу на Бога? ибо где тогда будет правда и святость Божия.”

И, наконец, существует третье мнение — о рождении человеческих душ. Впервые оно встречается у  Тертуллиана. Этого мнения придерживались святитель Григорий Богослов, святитель Григорий Нисский, святитель Афанасий Александрийский, преподобный Макарий Великий и многие другие. Тертуллиан  учил о некотором душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, которые отделяются от души и дают начало новой духовной субстанции.  Следует признать, что такой взгляд более всего согласен с данными как Свщ. Писания, так и религиозного опыта. Ведь не только тела, но и весь духовно-душевно-интеллектуальный облик людей имеет твердое, хотя и неоднозначное наследственное сходство детей с родителями и прародителями. В то же время у этой гипотезы есть и слабые стороны. Например, бывают случаи поразительного несходства между родителями и детьми с точки зрения их духовной организации. К тому же мы не можем точно определить, от кого именно рождается душа: происходит ли она от души отца, от души матери или от обоих родителей?

В действительности две эти гипотезы (о творении и рождении душ) не противоречат друг другу, скорее наоборот — восполняют одна другую. Можно предположить, что душу — духовную природу — человек получает от родителей, так же как и тело, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божественного воздействия. Это и обусловливает неповторимость качественного сочетания духовных сил и способностей человека, ведь человек — это не просто повторение своих родителей или механическая комбинация свойств и качеств, которые встречались у его предков. Каждый человек — это неповторимая личность, новая форма образа Божия, и новизна эта обусловлена непосредственным воздействием Бога.

Но все это не так уж и важно для нашего спасения. Господь создал людей во времени, чтобы подарить Себя, Свою Вечность. И Он дал нам свободу, чтобы мы могли этот Божий Дар принять свободно. Все в нашей жизни – даже падение волоса с головы – зависит от Бога, и все зависит от нас, так что именно я несу ответственность за свою жизнь. Любой человек может открыть свое сердце, чтобы впустить туда Бога,  любой человек может спастись.

Хорошо известны слова великих пророков Иеремии и Иезекииля: «В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"» (Иер.31:29), «зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"?» (Иез.18:2).

Говорят, что грехи передаются до третьего-четвертого поколения. Дети порою не могут не чувствовать, что кровь отцов донесла до них греховные склонности прежних поколений. Приговорив Иисуса к распятию, иудеи обоснованно говорили: "Кровь Его на нас и на чадах наших". Действительно, передавая детям те или иные свои свойства, черты характера, мы передаем и те предрасположенности либо в устремлении к добру, либо в укорененности в греховных страстях. То есть объективно существует генетическая предрасположенность ко греховным страстям, которая как тенденция предается от родителей к детям. Понятно, что дети алкоголиков имеют очевидную опасность быть подверженными алкоголизму, а дети блудников, распаляющих в себе плотские страсти, имеют большую опасность не устоять в целомудрии и чистоте. Но это лишь тенеденция, а не детерминированность . Это скорее то, что в личности человека играет роль подводных камней, которых можно и должно избежать. В связи с этим, дети алкоголика должны особенно беречься от того, чтобы выпить лишнюю рюмку, а дети родителей, одержимыми какими-либо более сложно описываемыми страстями, должны быть особенно осторожными, чтобы не впасть в них. И как святость, так и греховность накапливаются в поколениях. Но нужно помнить, что любой грех всегда останавливается покаянием. Если грехи передаются до третьего и четвертого поколения, то праведность до седьмого колена спасает.

диакон Алексий Степанов
клирик Благовещенского собора

 

Контакты -
Павлодарское Благочиние - © 2007 - 2009