Как отличить свиней, перед которыми не нужно метать бисер от врагов, которых надо любить? (Отвечает прот.Дмитрий Смирнов)

BG_SMIRNOV_170208.jpg

- Недавно в Библии вычитал, что всякая власть от Бога, как пишет апостол Павел. Но вот большевики захватили власть, сколько людей перерезали, в том числе православных. Так всякая ли власть от Бога?

- Там немножко не так сказано. Там сказано:  « Нет власти не от Бога». Есть тут некоторый нюанс. Действительно большевики, они не с Луны прилетели. Это маленькая группа людей, одержимая определенными идеями, профессиональные революционеры, которые никогда не работали, а целью своей ставили свержение существующего строя. Они были одержимы этой идеей. Но они же нашли опору в нашем народе! Идеи о свержении существующего строя витали весь XIX век в воздухе, с красными бантами во время Февральской революции ходили даже великие князья! Поэтому Господь попустил большевиков взять власть, чтобы не только наш народ, но весь мир увидел, к чему приведет следование таким идеям. Это было попущение Божие. И каждый народ имеет такую власть, которую он заслуживает. Приход большевиков был обусловлен тем, что значительная часть населения, особенно, руководители народной жизни - дворянство, интеллигенция - они были не только готовы к этому приходу, но они приветствовали его. Церковная иерархия с приветствиями обращалась к Временному правительству. Но некоторые, кто приветствовал, уже через год оказались в ужасном положении и раскаялись в своих ошибках. Это было разлито в духе времени.

Но дух времени складывается из того, каким духом живут люди. Среди людей, повторяю, которые приветствовали, были ну представители всех слоев высшего общества. Они сами вызвали из бездны этот кошмар, который пришел на нашу Землю.

- Часто наблюдаю возле заправочных станций, да и повсюду  в Москве разбросано много мелких монет с изображением Георгия Победоносца. Как относиться к этому? Можно ли поднимать их, не взирая на людей, складывать в карман?

-Это, конечно, печально. Но с другой стороны, если спросить, у мэра Москвы, или в Гознаке: « Кто изображен?» - Вам не скажут, что это Георгий Победоносец, скажут, что это всадник. Понимаете? Поэтому тут по-разному можно относиться. Но если это собирать, думаю, ничего плохого нет. Подвигом назвать, пожалуй, многовато. Просто будет некое благо.

- Вот Иуда Искариот, как и 12 апостолов, получил благодать от Иисуса Христа. Как же после этого он мог стать предателем?

- Очень просто. К сожалению, у нас в стране 100 миллионов человек получили благодать от Святой Троицы, приняв Святое Крещение. Некоторые даже в день своего Крещения, если они взрослые, выделывают такие вещи, которые непозволительны вообще человеческому существу, не только крещеному человеку. Каждый может отступить от той благодати, которая ему дана. У человека остается свободная воля. Он ее употребляет не всегда во благо.

- Вы являетесь настоятелем храма Благовещения в Петровском парке, а вот когда Вы этот храм только приняли, откуда там появились иконы? Мое детство прошло рядом.

- Из разных источников. Кто-то из прихожан приносил. Но за все 15-летнее существование Храма это меньше десятка. Наибольшее количество икон мы просто купили. Они были в руинированном состоянии. И восстановлены в нашей реставрационной мастерской при храме. Некоторые, например, икона Царской семьи, конечно, были вновь написаны. Есть одна икона у нас в алтаре, которую нам пожертвовала внучка  предыдущего  настоятеля,   умершего в 20-х годах. Он завещал: «Когда храм вновь откроется -  передашь». Вот она и передала.  Алло, добрый вечер!

- У меня вопрос по Библии, по Ветхому Завету. Мы все знаем историю с Авраамом и Исааком, когда в реальную жертву никто не был принесен. А вот есть другой эпизод в Ветхом Завете, именно в Книге судей, в 11-й главе, случай с дочерью Иевфая. Это был знаменитый военачальник,  который дал обет. Он сказал Богу, что если Он приведет аммонитян ему в руки, то по возвращении, что выйдет из ворот дома навстречу, будет отдано Господу. По приходе его встретила его любимая единственная дочь, девственница. И этот полководец  совершил над ней обет, который дал. Вы как-то можете, как священник, прокомментировать подобное?

- Эта жертва, которую он принес, подобна жертве Авраама. Преданность Авраама Богу так широко простиралась, что готов  был долгожданного сына принести в жертву. И Господь, видя это, остановил его, потому что Богу не угодны человеческие жертвы. Это просто испытание веры. Ветхий завет с его суровой и дикой жизнью не может для христиан целиком и полностью быть примером. Из этого примера-назидания мы извлекаем только то, что человек бесконечно предан Богу и доверяет ему.

- В Курской области убили иеромонаха Ефрема. Поподробнее Вы не могли бы рассказать?

- В газете "Радонеж" об этом написано. Это были пьяные ребята. К сожалению, молодежь пьет такие напитки, от которых теряет разум.

- Батюшка, скорбь о ближнем - это нормальное состояние для души или это от слабой веры в Бога? И второй вопрос. Мне книгу подарили о приснопамятном протоиерее Николае Гурьянове, и там его автор называет тайным епископом. Может ли быть в православной церкви тайный епископ?

- Тут смущаться нечего. Тайные епископы бывали в истории церкви. Но отец Николай в этом не замешан. Он был священник, протоиерей, и в таком же звании почил в Боге. Автор этой книги сознательно или бессознательно вводит читателей в заблуждение. Да, по поводу скорби. Человеческими чувствами нас наделил Господь. Поэтому если наша радость не о чем-то злом, то она вполне позволительна. Если мы скорбим о ближнем нашем, то это естественно, нормально. Есть даже новое слово в русском языке, «переживать». То есть некие события, с оттенком печали, мы переживаем, как будто сами участвуем. Вот. Ничего в этом дурного нет. Наоборот, если мы бы радовались, по поводу чьей-то скорби, вот это уже извращение. Другое дело, что бесконечной печали и скорби предаваться не надо. Лучше помочь человеку молитвой или делом.

- У меня родной дядя при смерти был. Я очень сильно за него молилась. И тем не менее он умер. Потом у нас знакомая одна общая знакомая, очень хорошая женщина, под сорок лет ей было. У нее был рак желудка. Я тоже за нее очень сильно молилась. Очень жалела. И Бог не помог. Она умерла. Скажите, пожалуйста, почему Господь не отвечает на молитвы, когда просят за болящего?

- Я 30 лет служу в Церкви, как правило, когда молимся за болящего, чаше всего Господь помогает. Недавно одну свою любимую духовную чадо причащал, а у нее очень серьезное заболевание, а потом детки пришли, сказали:  « Вы знаете, а она, после Вашего посещения прямо ожила». Когда соборуются люди, то все свидетельствуют, что если не выздоровели, то получили серьезное облегчение, или утешение. А так, конечно, все люди смертны, и рано или поздно человеку приходится умирать. А нам остальным приходится с этим соглашаться. Потому что все мы в этот путь пойдем. А, когда забрать душу человека -  лучше всего знает Отец Небесный. Надо доверять Ему в этом смысле. Раз уж Господь берет к себе человека, значит, так для человека лучше. Иногда нам трудно с этим согласиться. Потому, что всегда это больно. У нас есть определенные пристрастия, привязанности, но все-таки Богу виднее. Он знает обстоятельства жизни, и мы верим, что Он забирает душу человека в лучший момент его готовности. Господь заботится и об оставшихся. Поэтому о том, что Господь не слышит -  я такого не слыхал. Если бы Господь не слышал, никто бы не молился, церкви были пустыми. Но нет, церкви наполнены молящимися. Все молятся друг о друге и о себе. И Господь всегда помогает. А то, что Господь забрал человека, значит, Ему виднее, Он считает это лучше.

-Как отличаются люди прославленные у Бога, от тех, которые, просто получили Царствие Небесное? И насколько имеет смысл молитвенно обращаться к ним за помощью?

- Дело в том, что Святая Церковь недаром прославляет некоторых из почивших наших братьев и сестер. Для того, чтобы мы к ним обращались за помощью. Поэтому нет никакой нужды обращаться ко всем усопшим. У нас столько святых в Церкви, что ни один человек на Земле не может их перечислить. Поэтому, если мы хотим быть в безопасности, мы должны призывать имена святых, прославленных Церковью.

- До воссоединения нашей Православной, Русской Православной церкви с Зарубежной у меня была знакомая, которая ушла из нашей Русской Православной церкви Московского Патриархата в Зарубежную. После воссоединения она опять осталась в какой-то Зарубежной Православной церкви. Что это такое? Есть ли у них официальный статус, или нет?

- Никакого официального статуса у них нет. Очень маленькая группа людей, одержимая духовной болезнью. Такая болезнь была замечена в Церкви еще очень давно. Было такое движение «кафары». В переводе на русский язык значит - чистые. Люди стремились отделиться от всех под предлогом, что все остальные, как этот мытарь, такой плохой, взятки берет. Они хотят быть как фарисей. Поститься, как надо, десятую часть давать и все, чтоб у них было все в порядке. Это все от неведения Священного писания происходит. Потому что Церковь едина. Она состоит из людей, люди грешны. И если мы хотим, чтобы какие-то недостатки людей внутри Церкви были исправлены, нам нужно самим подвизаться. Самим трудиться, молиться за этих людей, в частности, которые проявляют какие-то немощи свои. Исправлять, а не идти на отделение от Церкви, потому что вне Церкви нет спасения. Потому, что Церковь едина. Поэтому эти бедненькие люди отделяются от Церкви, и думают, что они спасены тем, что уходят от этих недостатков.  А на самом деле впадают в грех фарисейства и превращаются в змеенышей. По слову Христа Спасителя:  «  Горе Вам, фарисеи-лицемеры». Это очень печально, потому что отделение от Церкви не смывается даже мученической кровью.

В этом больше виноваты их руководители, лжепастыри. У них корыстные соображения. Не могут устроиться в обычной церкви, вот и организовывают себе для прокорма всякие общества. Так как среди них редко встречаются люди образованные, они обычно проповедуют ерунду, которая не выдерживает никакой критики с точки зрения христианского богословия или канонического права. Как пензенские, так называемые, затворники. Человек психически болящий, инвалид, группу имел -  и собрал, тем не менее, людей, которые ему поверили, залезли под землю, чуть сами не погибли. А что это? Это и есть результат желания лучшего. Но тот, кто незаконно подвизается, тот не венчается. Поэтому можно только о вашей подружке пожалеть.

- Как отличить свиней, перед которыми не нужно метать бисер от врагов, которых надо любить?

- Не надо ничего отличать. Каждый человек, безбожник он или язычник, или сектант, имеет образ Божий. Даже, если человек заблуждается, это его беда. Ведь когда мы видим человека без ноги, мы ему сочувствуем, что он ограничен в своих движениях, испытывает большие неудобства, может быть, у него единственная нога болит. У каждого человека может с головой что-то случиться. Стукнулся, ли, с печки упал, или по гордости, например. Это ж тоже болезнь, даже еще хуже. И нужно посочувствовать. И относиться с любовью.  Это не значит, что нужно к этому человеку испытывать чувства, которые мы испытываем к собственному внуку. Нет. Но это значит, что надо всей душой желать ему добра, помочь, если он нуждается. Ведь сказано в Писании, если враг голоден, то накорми его. По поводу бисера. Бисер - это значит, когда мы пытаемся этого человека как-то в чем-то убедить. Если у человека что-то с головой -  это бесполезно. Если человек одержим гордостью. Некоторые говорят:  « Вот, сектант, я не нашла слов». Нет таких слов, чтобы убедить сектанта! Не существует. У него повреждена голова. С человеком, который потерял разум, невозможно договориться. Поэтому это и называется - метать бисер. Поэтому надо относиться к человеку с любовью, с сочувствием, что он попал в такую беду. А вступать в пререкания – это и будет « метать бисер».

- Говорят, что нужно читать святоотеческие писания. Какие лучше читать, чтобы мне было доступно?

- Я могу Вам перечислить авторов, которых можно было бы почитать. Авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Иоанн Кассиан Римлянин, Варсонофий, Иоанн Пророк, из отечественных Тихон Задонский, Иоанн Кронштадтский, святитель Иннокентий Московский "Указание пути в Царствие Небесное", Игнатий Брянчанинов, и вообще, если полезную литературу перечислять, это будет, два-три десятка авторов. Очень важно выбирать себе чтение по уму. Вы читаете, чувствуете, что вот Вам понятно, и вот такую литературу выбирайте. Очень полезно "Жития святых" читать, они много содержат сведений про благочестие и всяческих примеров, и даже из богословия там есть вкрапления. Церковная литература очень обширна. И если у Вас есть такое стремление, вкус к этому чтению - это вообще очень полезно. Когда человек читает Евангелие, хотя оно довольно доступно, он встречает вещи, которые трудны для понимания. Вот, святоотеческая литература и дает нам возможность понять откровения Божии.

- Алло, добрый вечер.

- У моей знакомой  в офисе батюшка присутствует с утра до вечера. Но ходит в мирской одежде. Они его называют по имени, отчеству. И в то же время он освящает у них машины. Что это такое за веяние новое?

- Да, не знаю. На каждый чих не наздравствуешься. А Вам чего, завидно, что ли? Ну, ходит в светской одежде, машины освящает. Все-таки с него какая-то польза.  

- В Евангелии написано: «Вера без дела ничто». И в то же время в молитвах мы читаем:  « Вера вместо дел да вменится мне». Это как понять?

- Не «ничто», а «мертва». Много у нас всяких проблем, из-за того, что мы не знаем Священного писания, а иногда беремся толковать то, чего там даже нет. Очень часто люди говорят:  «Вот, в Библии написано то-то». И начинают говорить, а в Библии вообще не только ничего такого нет, а даже есть прямо противоположное. Что такое вера? Вера - это, по словам апостола Павла, возможность человеку видеть нечто, что невидимо. То есть то, что относится к духовной жизни. И вот, если человек действительно имеет это видение, он тогда видит, как ему поступать, что ему говорить, о чем нужно молчать, куда нужно стремиться. И он это делает. Раз он это делает, значит это его дела. Большинство людей верующих говорят про себя: «Я глубоко верующий человек». А теперь, если рассмотрим: его вера христианская или нет? Оказывается - нет, потому что человек ничего в своей жизни такого христианского не делает. Поэтому эта вера его называется мертвой, или бесовской. Ведь дьявол, его слуги - бесы, они тоже очень верующие, и очень глубоко. Ни один из них не сомневается в том, что Бог есть. Но ничего христианского они не делают, а делают все противное Богу. И вот большинство людей, хотя они верующие, и крещеные, но тоже ничего христианского не делают, а очень много делают против Христа. Вот это вера без дел, вера мертвая, или бесовская, что одно и тоже. Поэтому лучше не иметь никакой веры, чем иметь веру бесовскую. Это понятно.

- Наш Патриарх Алексей, который недавно умер…так вот он сказал, что наш народ крещен, но не воцерковлен. Меня это очень смутило. Как вот узнать - воцерковлена я или нет?

- Человек, который постоянно ходит в Церковь, знает, как в Церкви называют Патриарха. Потому что на каждом богослужении утром и вечером, да еще на молебне, имя Патриарха поминалось. Ну, как можно слушать имя Патриарха, а потом все-таки его искажать? Значит, Вам нужно и книги дополнительно читать, и почаще в храм ходить. Почаще причащаться и общаться с верующими людьми. Тогда даже такие простые вещи будете знать.

Вот я помню, один юноша пришел в семинарию поступать. Экзамен принимали - Алексей, Алексей... С ним не стали даже разговаривать: «Ты, парень, выучи, хотя бы как Патриарха зовут, а потом будешь в семинарию поступать». Вот, это такие вещи простые, нельзя сказать, что это прямо относится к нашей вере. Но воцерковление  - это знание нашей церковной жизни, ее правил, обычаев, праздников, богослужения, Священного писания, участие в таинствах Церкви. То есть надо постоянно исповедоваться, причащаться. Вот так происходит воцерковление. Когда Церковь становится не зданием, куда приходишь свечи жечь, а твоим домом, в котором ты понимаешь, что происходит. Вот когда придет понимание, что   в церкви есть другая жизнь, помимо «за здравие» и «за упокой»  - значит, воцерковление произошло, совершилось.

- У меня есть Библия. И есть трехтомник Толковой Библии. Скажите, пожалуйста, мне, пожилому человеку, с чего все-таки лучше начинать читать?

- Да, какая разница? Что в лоб, что по лбу. Дело в том, что Толковая Библия, она содержит в себе текст и Библии той, которая есть у Вас. Поэтому прежде, вместо того, чтобы сидеть и думать, с какой начинать, начните с любой. То, что в Толковой Библии крупным шрифтом - это Библия, а то, что мелким - это толкование. Ну, попробуйте. Как получится.

- Я хотел спросить о роли еврейства, и во что верят евреи.

- Евреи верят в разные вещи. Некоторые  - в деньги, некоторые  - в связи, некоторые  - в Единого Бога. И там есть разные направления. Даже между собой не очень-то дружественно соотносятся. Поэтому, у евреев нет такой стройной системы, как в Церкви. Разные существуют школы, все держится на авторитетах. Причем, какой-то еврейский учитель может пользоваться авторитетом у одной части людей, а у другой нет. Но  высшим авторитетом для каждого еврея является Тора. Это Пятикнижие. Моисеево. Есть и другие священные для них книги. Талмуд, например. И, в общем, еврейство - это такое свободное течение без таких раз и навсегда установленных правил. Вот. Это. В этом у евреев довольно большая свобода. Есть либеральное еврейство, а есть хасидское, когда они все даже носят определенного вида одежду. Вообще еврейство изучать достаточно сложно.

 - Только что обсуждался вопрос, что вера без дел мертва есть. А какими делами она жива?

- Дела веры изложены апостолом Павлом. Почитайте, какие есть дела веры. Вот, например Авраам, которого мы сегодня вспоминали, отец всех верующих. Его дело веры было принесение в жертву своего единственного сына Исаака.

-Я считаю, что никто из слушателей, даже священники, работники Патриархии, наверняка не в состоянии оценить миссионерскую миссию Радонежа. И когда вот Вы говорите с болью, что не хватает средств на финансирование передатчика радио "Радонежа",  то это непонятно. Почему нельзя  Московской Патриархии предусмотреть финансирование радио "Радонеж"? Ведь оно такую большую роль играет в просвещении!

- Сейчас объясню как дважды два. Вот, понимаете, когда у меня прохудятся ботинки -  я иду в магазин и покупаю себе новые. До этого, даже если жена настаивает купить, я не покупаю. Вот, когда развалятся, тогда покупаю. Но я же не пишу прошения в Патриархию: «Купите мне новые ботинки!». Радио "Радонеж" - общественное. Поэтому оно должно содержаться теми, кто его слушает. Если этим людям, которые слушают, это радио нужно, они соберут нужное количество денег. А если оно не нужно, так и нечего ему звучать. Мы вообще разойдемся по домам. Хватит, 15 лет отпахали. Вы слушаете, а кто-то должен за это платить? Интересные дела. Нет, советская власть, слава Богу, кончилась. Вот, кому нужно, тот и платит. Поэтому всякие призывы раздаются с Радонежа -  а всем как об стену горох. Поэтому "Благовещение" уже отключилось. Или вот телеканал "Спас". Я подсчитал, если бы каждый православный человек по рублю бы в день сдавал, у нас было бы самое прекрасное в мире церковное общественное телевидение. Круглосуточное. Но никому не надо.

А если взять Патриархию – у нее совсем другая задача. У нее столько нет средств, чтобы содержать эту станцию. Это мы сами должны делать. Поэтому, извините меня, если Вам нужны новые ботинки, Вы идете, покупаете за свои деньги, а писать в Патриархию «купите мне новые ботинки» -  это, повторяю, несерьезно. Патриархия собирает еле-еле деньги на поддержание духовных школ, на сам аппарат Патриархии. Это не такие уж большие средства. У самой Церкви нет своего радио. Это радио, вот на котором мы вещаем, создано православными людьми. Но это частная организация. Понимаете? Частная. Может быть, Церковь и будет когда-то иметь достаточно средств, и свою радиостанцию организует, и так далее. Тогда слава Богу. Но это вопрос будущего. А пока вот так.

-Есть ли разница между грехом блуда и грехом прелюбодеяния?

- Есть, конечно. Блуд - это общение двух существ разного пола вне брака. А прелюбодеяние - это измена супружеству. Вот такая разница. Измена считается более тяжким грехом, чем блуд. Поэтому и в мытарствах есть различия. И церковная дисциплина об этом говорит. Разные епитимии за это назначались – и сейчас, и в древности. В древности строже, сейчас более снисходительно.

- Рай - это географическое понятие, или образное?
 

- Рай - это понятие духовное. В Библии указано место рая как географическое понятие. Может быть, изначально, наша человеческая цивилизация началась в этом географическом месте. Вполне может так и быть.

- Во время Великого Поста поминовения усопших не разрешается. Я же каждый день поминаю маму и близких своих, молитвой, значит, я не могу читать, или это касается Церкви?

- Нет, это касается только церковного поминовения и  то, первые три недели по субботам. Это позволяется делать как снисхождение к людям, которые желают поминать своих усопших. От Родительской, Вселенской субботы, которая именуется Мясопустная,  и до Троицкой  поминовение усопших по Уставу не положено. Некое снисхождение дозволяется первые три недели, а так вообще можно всякое житейское отложить попечение.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Астанайской и Алматинской епархии

    

Контактная информация