Путь духовный, единственно правильный, идёт в направлении видения своих грехов. Это не просто сознание отдельных когда либо сделанных грехов, а полной испорченности своей, вследствие которой все наши дела, помышления отравлены ядом греха.
Игумен Никон (Воробьёв)

Зачем нужно креститься, если об этом в Библии нигде не упоминается?

02.05.2009

Здравствуйте! Меня зовут Владимир. Я православный. У меня вопрос: зачем нужно креститься, если об этом в Библии нигде не упоминается? Заранее благодарен.


Вы, уважаемый Владимир, рассуждаете не как православный христианин, а как последователь одной из протестантских сект. Если следовать Вашей логике, то нам придется отказаться от нашего богослужения и всего духовного опыта, так как многое, что было приобретено и усвоено церковным сознанием, не описано в Священном Писании.

В период Реформации протестантскими богословами было высказано мнение, что все развитие Церкви в послеевангельскую эпоху было безусловным упадком, в котором человеческие предания заслонили собой евангельскую истину, поэтому нужно вернуться к ее первоисточнику — Священному Писанию и отбросить все позднейшие наслоения — Священное Предание. Для православного богословия, характерно понимание Священного Писания как  одной из форм Предания. А Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может быть записано, а именно, опыт духовной жизни, передаваемой личным примером, и благодатное освящение, сообщаемое посредством таинств, опыт всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления предал ученикам Своим словом и примером, а не книгою.

Мы должны очень бережно хранить этот древний опыт. И крестное знамение – это тоже часть живого опыта Церкви. Древние христиане не осеняли себя современным крестным знамением. Между  тем  какое-то  крестное  знамение  употреблялось  уже по-крайней мере с конца II века, о  чём  ясно  пишет  Тертуллиан: "При всяком успехе и удаче, при всяком входе и  выходе... приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за  какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением" ("О венце воина") - т.е. первоначально крестили только  лицо, как самую видную часть тела, о чём  свидетельствуют  многие  святые отцы.

Святой Амвросий Медиоланский: "Знамение  полагается  на  челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать  распятого Христа, Который не стыдился называть нас  братьями."

Блаженный Августин Блаженный: "Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем, как на месте  стыдливости,  для  того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова". Это уже начало V века.

А в середине VI века святой  Герман  епископ  Парижский,  описывая Мессу Галликанской Церкви призывает верных, чтобы они "молча, без набора слов полагали знамение креста перед  лицем  своим,  да  не внидет грех через очи, гнев через уши, недостойная речь из уст  - и только к тому одному направить дух, чтобы принять в себя  Христа".

Так осенение крестом лица входит в  литургическую  практику.

Причём не следует думать, что это какое-то  исключительно  западное явление. То же было на Востоке:

Святитель  Кирилл  Иерусалимский пишет: "Да не стыдимся креста Христова, хотя бы кто и утаил, ты явно печатлей на челе."

Святитель Иоанн Златоуст: "Крестное  знамение ежедневно начертывается на челе нашем..." и т.д.

Теперь о том, насколько важно для нас, православных христиан, осенять себя крестным знамением. С древнейших времен Крест есть преимущественный символ Церкви. Современный греческий богослов Христос Яннарас пишет: "Христиане осеняют себя крестным знамением, выражая таким образом добровольный отказ от индивидуальной самодостаточности и жертвенное предание своей жизни в руки Отца и Бога". У преподобного Максима Исповедника ("Богословские главы") есть такие слова: "Все чувственные вещи должны пройти через крест, и все умопостигаемые вещи должны пройти через погребение". Это значит, что все, что живет для себя, оказывается в конечном счете духовно бесплодным, и, напротив, то, что прошло через крест, обретает истинную жизнь в Боге. Поэтому мы призваны отречься от всего, чем обладаем, в том числе и от самой жизни, как от средства индивидуального эгоистического самоутверждения, и преобразовать все наше обладание в средство для всецелого служения Богу и ближним. Именно такой смысл заключается в словах Самого Христа Спасителя: "...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24). Эти слова - основной закон духовной жизни. Поэтому, по словам X. Яннараса: "Крест - это не просто сентиментальное или морально-педагогическое напоминание о событиях прошлого, но символ и знак принятия образа бытия Христова, которое есть жизнь. Поэтому Крест как проявление жизни, той жизни, на которой зиждется Церковь и упование верующих, не случайно ставится на могилах усопших, удостоверяя таким образом вхождение их в Царство живых".

Диакон Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация