Бдительность над богатством изнуряет тело, и забота о нем отгоняет сон.
(Сир. 31, 1).

Чем отличается человекоугодие от любви к ближнему? Если любить всех как самого себя, что из этого получиться?

17.04.2009

Чем отличается человекоугодие от любви к ближнему? И если любить всех как самого себя, что из этого получится? Есть люди, которых ты не понимаешь, которые тебе делают плохо. Правильно ли делать добро? А они опять плохо! И перестать с ними общаться тоже не могу, т.к они все-время рядом.  Я не показываю вида, что знаю, о том, что они мне сделали, но на душе как-то плохо, чувствую, будто я хочу показать то, чего на самом деле нет.

Мария


Уважаемая Мария, цель человекоугодия - угождение прежде всего себе. Человекоугодие связано с исканием почестей, с тщеславием.  Преподобный Иоанн Лествичник так говорит о человекоугодии: "Человекоугодливый об одном том печется, чтобы внешнее его поведение было показно и чтобы заслужить доброе слово льстеца: первым - зрение, а вторым - слух, подкупая в свою пользу у тех, кои услаждаются или в удивление приводятся только видимым и слышимым и добродетель определяют только тем, что показывают чувства. Человекоугодие, таким образом, будет добрых нравов и слов показывание пред людьми и для людей". Человекоугодничество всегда имеет в основе своей какую-нибудь страсть: или это приятность плотская, или родственная, или симпатия, или почтение к человеку из-за его высокого положения в обществе. То есть сначала стоит желание угодить человеку ради того, что мы его выделяем как-то в сравнении с другими в данный момент и нам хочется иметь о себе его приятное мнение. При человекоугодии мы поставляем ближнего впереди Бога и служим ему ради своей собственной выгоды, опираясь на свою нечистую человеческую доброту, часто совершенно забывая на это время о Боге. Но хуже всего, что мы сами в то время думаем и другим даем понять, что мы это делаем по заповеди, по христианскому своему милосердию.

А истинная любовь к людям состоит в том, чтобы, забывая себя, делать добро другим, а это - жертвенный путь креста. Такой любви учил Христос и Сам показал пример этой жертвенной любви, отдав Себя на смерть за спасение людей. Господь Иисус Христос говорил ученикам: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин.3:34-35). И далее: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.15:13). И у апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам приводится замечательный гимн любви: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,  не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор.13: 1-8).

Диакон Алексий Степанов,

клирик Благовещенского собора г. Павлодара

 


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии
Митрополичьего округа в Республике Казахстан


Контактная информация