Когда покончат с экуменической ересью? (беседа с прот.Дмитрием Смирновым)

P1440158big.jpg

- Я сильно заболел. И врачи разводят руками, не знают, что за болезнь, гоняют от одного к другому. Но я не унываю, надеюсь на Бога. Как молиться, и как вести себя в данном случае?

- Молиться очень просто. Надо три перста сложить вместе, положить их на лоб, потом на живот, на правое плечо и на левое. И сказать: Господи, помилуй! Можно, если силы есть, еще и сделать небольшой поклон. Ну, вот собственно и все. А остальное  - это то, что Вы вложите, какие мысли и чувства в эти два совершенно потрясающих слова, в которых содержится все Евангелие и дается направление нашей жизни. Эта молитва чаще всего звучит и в церкви, и в молитвенных правилах. Этой молитвы достаточно для того, чтобы спасти душу. Все зависит от того, насколько это будет глубоко, искренне, и какие чувства будут содержаться в этих словах. Вот, у Вас есть такая нужда. Вы так очень толково и быстро изложили. Обратитесь к Богу. И мы все постараемся. И найдется врач, который поставит диагноз. Да, это бывает сложно. Иногда, бывает, даже назначают неправильное лечение. Но Господь может умудрить любого медика, который вспомнит: а вот нам говорили, говорили, раз - в справочник посмотрит, скажет: давайте попробуем, нужно сделать анализ, он подтвердит. Правильно поставленный диагноз -  наполовину исцеление. Так и в любой задаче по физике, и математике, если правильно сформулирована проблема, то ее, конечно, решить гораздо легче. Бог Вам в помощь.

- В некоторых храмах во время Божественной литургии, когда поют  «Тебе поем», ударяют три раза в колокольчик. Что означают эти три удара? И второй вопрос -  по поводу разницы в возрасте между женихом и невестой. Я прочитал, что нет канонических запрещений в какой либо разнице в возрасте. А у отца Иоанна Крестьянкина в письме одной женщине сказано следующее: возможная разница в возрасте плюс - минус пять лет.

- Да, по Уставу колокольного звона есть такой звон, он называется "К достойно". Завершающая часть евхаристического канона сопровождается колокольным звоном для людей, которые находятся вне храма, чтобы они стояли со страхом и внимали. Мыслями своими устремились к божественной службе. Это потому что евхаристический канон  -  главная часть Божественной литургии и вершина нашего православного богослужения дневного круга. Почему трижды бьют в колокольчик? Есть такой обычай, священник Святые Дары благословляет трижды. Сначала  - принесенный хлеб, потом в чаше вино, потом оба Дара принесенные, преложив Духом твоим святым. В этот момент священник и дьякон делают земные поклоны перед престолом Божьим. И если есть возможность, храм не битком набит, мирянам сделать поклон -  то это тоже вполне уместно. Этот звоночек играет подсобную роль. Потому что песнопение бывает слишком длинное, а вот, чтобы на этом моменте сконцентрироваться - специально издается  такой звон.

Теперь второе. Разница в возрасте. Вообще-то у меня с отцом Иоанном почти тридцатилетнее общение. И каждый раз он показывал удивительное знание канонов и церковных обычаев, и был человеком необычайно остроумным в старинном смысле этого слова. Его реакции были всегда мгновенны, и он в жизненных ситуациях мгновенно принимал какое-то, как в математике говорят, красивое решение. То есть очень простое и ясное. Мне про такой канон неизвестно. И я доверяю отцу Иоанну. Я думаю, что его знание канонического права лучше, чем мое. Но с другой стороны, конечно, бывают счастливые исключения. Я знаю одну супружескую пару, когда жена была старше мужа на 15 лет. Это был замечательный брак, просто выдающийся. Образец семейной жизни. Ну, конечно, таких браков, когда мужчина намного старше, таких тоже достаточно. Конечно, то, что вот отец Иоанн сказал - пять лет, это такой возраст оптимальный. Но в нашей семье все наоборот. Бабушка была старше дедушки на шесть лет, мама старше отца на четыре года. У моего брата жена старше, чем он. И у меня жена чуть-чуть, но все-таки старше. В общем, возраст, конечно, играет определенную роль, но не всегда определяющую. Жизнь, к счастью, раздвигает такие возможности. И потом этот канон, если он существует, то, скорее всего, носит рекомендательный характер.

- Почему Вы не разрешаете, чтоб мы Вас хвалили? Я, например, восхищена Вами. А книги Ваши я читаю на одном дыхании, дай Бог вам здоровья.

- Мой один из самых любимых писателей - Иван Андреевич Крылов. И вот, когда один человек начинает в лицо хвалить другого, возникает какое-то неприятное чувство, и сразу вспоминается басня "Кукушка и Петух". Вот представьте себе человека, вот он сидит там или стоит, к нему подходит кто-то и начинает хвалить. А ему что делать? По-идиотски улыбаться, там кланяться -  да, я такой отличный или, как молодежь говорит, такой классный? А потом, Вы знаете, наверно, что Богу не угодно, когда один человек осуждает другого. А похвала  - это тоже ведь суд! Ну, так внешне я  очаровательный. А мою внутреннюю - то жизнь Вы не знаете, может, я тяжкий грешник? И  мне втройне стыдно, когда меня в глаза хвалят. Никаких приятных чувств это не вызывает. Поэтому естественно, что я от этого ухожу. Ну, как лягушка, когда на нее хотят наступить, а она уворачивается. Жанр передачи такой, что время надо экономить, люди хотят вопросы задавать, а мы будем в похвалах рассыпаться. Один позвонит: ой, какой Вы у нас хороший! И второй позвонит: ой, какой сладкий! И на следующий день опять то же самое, понимаете. Книги-то десятками тысяч экземпляров разошлись. Если уж нет сил удержаться, можно письмо написать. По крайней мере, мы в эфире не будем время отымать. Вот и найдем выход из положения.

- Вот, старушечки-пенсионерки спрашивали у Вас: Батюшка, как жить на пенсию?   А Вы говорили: не расстраивайтесь, бабульки, на сухарики останется. А водичка в стране бесплатная. Так легко, так хорошо, и фигуру не испортишь. Услышишь - и на душе легче становиться. Так, что не обижайтесь, когда Вас любят. И я тоже хочу сказать, что я Вас люблю.

- Нет, я не обижаюсь. У нас передача немножко о другом, понимаете. А ведь это дело мне надоело, понимаете, ужасно. Я не знаю, сколько мы, 20 лет уже, у микрофона сидим каждое воскресенье, за исключением отпуска. И, конечно, и я вас всех очень люблю. Иногда вопросы даже дурацкие бывают, но все равно милое мне дело -  общаться. Но задумана-то передача как ответы  на вопросы, а не объяснения в любви. Исходя из этого, нам надо иметь некую сдержанность.

-Когда покончат с экуменической ересью?

-А Вы знаете, что это такое? Многие люди на эту тему пишут статьи, перебирают каноны, приводят слова Феодосия Печорского и множество мнений, вырванных из исторического контекста, и так далее. И можно так страху нагнать, что уже все конец света, и все пропало, сливай бензин, туши свет, голову под подушку, лежим, тихо скулим и умираем. Возникают какие-то страхи. Но эти страхи ни на чем не основаны. Вот представим себе, изберут какого-то кандидата, например, меня. Вот я стал патриархом и затеял Русскую церковь сделать католической. Тайно съездил в Италию, в город Бари, там договорился, принял католичество. Стал тайным католиком. Ну, и как быть дальше? Я-то могу оставаться тайным католиком. Но я ж не могу сделать католиками весь епископат! Кто это меня там послушает? А потом, на каких условиях соединяться с католической церковью? Ну, с протестантами ясно, мы не будем соединяться, такая опасность существует, только вот боятся почему-то католиков. Так вот дальше. Я позвонил папе Римскому Венедикту через переводчика: вот, хочу Русскую церковь соединить с католической. По латыни, значит «уния». Но ведь были уже две попытки, и были подписаны все бумаги. Все равно ничего не состоялось. Все равно рассыпалось. Абсурд полный, с какой стороны ни глянь.

Так на чем же основаны эти подозрения? На толковании какого-то одного факта. Где-то появилась фотография, люди жмут друг другу руки. Но мы жмем руки не только католикам, но и коммунистам. Я когда с Геннадием Андреевичем встречаюсь, я его всегда целую, он крещеный человек, спрашиваю: Геннадий Андреевич, как себя чувствуете? Очень хорошо, тепло к нему отношусь. А значит, если фотография появится -  скажут: вот отец Димитрий  стал коммунистом. Ну и что?

 Вот, где-то произошло богослужение. И на этом богослужении был такой-то человек. Да я сто раз был на богослужении в католическом храме! Зайдешь -  служба идет, постоишь, послушаешь. Очень интересно угадать, в каком месте службы находишься. Потому что евхаристический канон имеет сходство. На людей посмотреть, как они молятся. Из-за этого, папистом, что ль, я стану? Или Вы хотите, чтобы я или кто-то другой шарахался от христианских храмов? А в каждом теперь католическом храме есть репродукции русских икон, например. Очень популярна наша Владимирская икона Божьей Матери. Очень во многих храмах видел изображение Нерукотворного Спаса. Много святых, которые прославились до разделения Церквей, они наши православные. Храмы, построенные до разделения - они такие же католические, как и православные. Но фобия есть фобия, против нее только лекарствами можно лечить.        

 Неужели Вы думаете, что вот сидит митрополит и думает, в какую бы еще ересь ввести бы этих всех теток? Ну, это же смешно. Этой проблемы нет. Эта проблема существует только в мозгах некоторых людей, как психическое заболевание.  Потому что невозможно объединить православие и католицизм. Потому что это можно объединить только одним способом: если католики откажутся от строя своей Церкви, и скажут, что Папа - это не глава Вселенской Церкви, а один из епископов. Но это нереально, понимаете? Поэтому сколько бы мы вместе ни обедали, сколько бы друг к другу в гости ни ездили -  это невозможно. Поэтому и ересь. В ересь может впасть один человек. Если этот человек достаточно красноречив, как был Арий, он может увести за собой определенно число простолюдинов. И многие секточки, которые борются со священноначалием, они вот такие закавыки устраивают. Но это максимум несколько десятков человек. Потому что смешно думать, что ты один умный, а остальные все дураки.

Поэтому спите спокойно, если сможете, а если не сможете, примите феназепам.

-Известно, что Царь- мученик Николай Второй предлагал себя в Патриархи, и предлагал ввести патриаршество в России. В трехтомнике архивных документов, в первом томе есть эта ссылка. Была переписка Царя с митрополитом, тогда еще бывшим, Московским Макарием. Митрополит Вениамин Федченко тоже упоминает, что митрополит Московский Макарий был удален с кафедры. Это было решение епископов. Значит, епископы могут ошибаться?

- Он не был удален с кафедры. Просто выбрали митрополита Тихона. Просто возникла у нас под влиянием демократических тенденций какая-то идиотская ситуация, когда епископов стали выбирать. И выбрали на Московскую кафедру святителя Тихона. К счастью, это был замечательный выбор. Но митрополита Макария Невского, великого миссионера и прославленного во святых обидели, потому что это был величайший угодник Божий. Но его сместили. Такое в истории Церкви бывало. Но это потому, что выбирал народ. А это неправильно. Поэтому нас выбирает, слава Богу, не народ. И не дай Бог дожить до того дня, когда народ будет выбирать Патриарха. Бог. Почему? Потому что народ у  нас церковный - это, в основном, женщины. Существа весьма эмоциональные. То они кого-то очень любят, то они кого-то очень не любят, то они вместо того, чтобы задать вопрос, начинают про Волгу рассказывать, как она течет и впадает в Каспийское море, и так далее, и не могут остановиться. Разве можно этому народу давать возможность выбирать Патриарха? Поэтому и существует определенная норма. И Патриарха избирает не народ, а Собор. Этот Собор состоит:

Первое - из всех епископов. И Зарубежной церкви, и Украинской, и Японской -  всякой. Всех епископов Русской Православной Церкви.

Второе - из кандидатов от каждой епархии, монаха, священника и мирянина. Епископ предлагает епархиальному собранию те кандидатуры, которые он считает уместными для их присутствия на Соборе. Если епархиальное собрание соглашается с этими кандидатами, они становятся кандидатами на Собор. И они являют собой участие народа, просвященного народа, в этой процедуре избрания Патриарха. И вместе, священники, монахи, и монахини в том числе, и миряне -  они составляют большинство Собора. Поэтому эта процедура вполне может устроить каждого. Совершенно понятно, что стопроцентное избрание какого-то человека на кафедру первосвятительскую - это невозможно. Всегда найдутся недоброжелатели. И когда избрали патриарха Тихона -  а ведь у него из трех кандидатов было наименьшее набрано число голосов -  очень много было недовольных. У него-де нос картошкой - и это звучало, и мужицкая внешность, и недостаточно красноречив, и так далее. Он по внешним параметрам не такой был роскошный человек, как Антоний Храповицкий. Но все с этим смирились. Потом это стало очевидным и для самого владыки Антония. Он говорил: слава Богу, что избрали Патриарха Тихона. Это потом, после смерти того. Есть свидетельство. Поэтому, я вполне допускаю, и это нормально, что кому-то может кто-то не нравиться. Но мы же все являемся христианами, христианину полагается  с такими недобрыми чувствами бороться. Потому что это нехорошо.

 - Я воспитываю внучку, ей 6 лет. Не могу справиться с гневом, когда она не слушается. Часто кричу, иногда шлепаю с яростью, даже не могу себя остановить. И сколько в этом не каялась, никак не могу от этого избавиться. Что Вы посоветуете?

-Я бы посоветовал родителей изолировать ребенка от сумасшедшей бабушки. Потому что человек, который не может справиться с собой, это психопат. Ребенок с трех до шести лет, если он послушный - значит, он больной. Либо физически, либо психически. И вот эта сумасшедшая бабушка уничтожает психику абсолютно здорового ребенка, который в этот период жизни никогда не бывает послушным! Он проявляет обычные свои детские свойства,  а его за это бьют. Ну и кто после этого эта бабушка? Я бы на Вашем месте лучше бы всю пенсию отдал, но нанял квалифицированную няню. Ну, конечно, за ней тоже нужен контроль, няни всякие бывают. Но то, что вы себе позволяете, сударыня, это абсолютно недопустимо, и абсолютно душевредно. Вы уже нанесли ребенку непоправимый вред. Вообще детей бить нельзя никогда. В отдельных случаях, и то только мальчиков, в возрасте с 9-ти до 13-ти, даже до 12-ти, теперь они все акселераты. Вот раз в году там за что-то чудовищное, чтобы в дальнейшем ему говорить: вот помнишь, тебя выпороли, ты этого бойся, Но не так, чтобы регулярно бить. Вы свой дом превращаете в тюрьму, где злобные отношения джунглей, где друг друга пожирают. А вы являетесь бабушкой. Матерью родителей этого ребенка. Вы разрушаете душу этого ребенка. Причем, в таком возрасте, когда ребенок вообще все запоминает. Если она потом будет садистка, лупить своих детей, если она будет уродовать свою семью -  это Вы будете виноваты. Вы. И Вы будете за это нести перед Богом ответственность. Вам надо срочно лечить голову.

 - Вот, Церковь молится за воссоединение церквей. Каких же?

- Ну, например, чтобы исчезли 17 расколов в Элладе. Или раскол, который тлеет в Болгарии. Или в Черногории. Или в Македонии. Или совсем близко к нам - на Украине. Вот о чем мы молимся. Потому что тут воссоединение возможно. Тут все зависит от людей, от личности в данный исторический период. А раскол, который произошел в середине 11-го века - он неисцелим! С тех пор мы прошли путь, длиной сравнимый с историей нашей христианской жизни. С  самого начала, когда князь Владимир выбирал веру, уже тогда речь шла о латинянах. Уже тогда это был дух другой, и обряд другой, и ментальность другая. А сейчас еще тысяча лет прошла. Это совершенно невозможно.

- Вот, говорили, что Царь Николай не хотел отдать свое царство и взять на себя функции Патриарха. А это было не так. Значит, можно ошибиться и в выборе Патриарха?

- Ну, хорошо, ошиблись. Все люди грешные. Если так кто-то говорил, он и ошибся.

Вот интересно. Я сегодня ездил. Меня останавливает милиционер. Говорит:  да, уже пора фары включать, а Вы только с габаритами. Ошибка? Ошибка. Точно также можно ошибиться в выборе Патриарха. Понимаете, какое дело. Вы можете быть совершенно спокойны. Возьмите еще 19 человек, таких же сумлевающихся, как Вы, и зарегистрируйте свою Церковь. Назовите ее "Безошибочная Русская Православная Церковь", и все. Напишите себе каноны  - в переводе на русский язык правила, по которым вы будете существовать. И не будет никаких вопросов. Есть другой вариант. Получите замечательное образование, потом постригитесь в монахи. Потом на ниве церковной послужите лет 30 и станьте Патриархом. Трудно стать. Но митрополитом вполне реально. И влияйте далее. Это такая задача-то серьезная, на всю жизнь. Чего сейчас мы будем сухих комаров, которые остались с прошлого лета, отцеживать.

- Когда нужно у батюшки брать благословение. Вот иногда подходишь, а батюшка говорит: на что вам благословение? А иногда всех благословляет.

- Когда всех, значит, у него есть время и расположение к этому. А иногда он спешит. Или видит, что человек подошел просто так. И вот, когда он видит, что просто так, спрашивает - а на что? Поэтому очень разумно. При встрече можно взять благословение, которое одновременно является и приветствием. А когда нужно на что-то взять благословение -  это должен быть серьезный повод.

К сожалению, у нас как-то вот это «брать благословение» превратилось в некий спорт. Отцу Иоанну Крестьянкину, о котором мы упоминали в начале нашей передачи, приходилось в его возрасте просто бегать по монастырю. Потому что сразу бежит там 30 человек, и всем преподай благословение! Но у человека могут быть какие-то дела, какие-то немощи, и так далее. Но спортсмену бегущему неважно, ему надо взять благословение. А что при этом испытывает батюшка, и какие у него проблемы, его мало интересует. Вот это, конечно, крайне нежелательно. Надо немножко думать и о священниках.

 - Отчего делегатов на Собор не соборные избирали, а через приходское собрание, потом благочиние, потом уже епархиальное? Получилось, что на Собор поехали директор табачной фабрики, директор цирка, и так далее, то - есть в основном чиновники и предприниматели.

- Это гнусная клевета. Из 700 человек набрали 20. Причем, он никакой не директор табачной фабрики. Нашли налогового инспектора, который вызвал сомнение. И что, значит, мы официально заявляем, что налоговый инспектор - это шкурник, что ли? А этот человек 600 рабочих мест для инвалидов-колясочников устроил в своей фирме! То есть, можно сказать, из всех чиновников совершил благороднейший поступок. Ему надо бронзовый памятник поставить на родине, а не только быть участником Собора. Потом, это дело епархии и архиерея. Это не наше дело рассуждать. Может быть, кому-то по гордости обидно, что его не позвали, но тут уж всех вместить невозможно. Да и не нужно. Получился бы хаос, неуправляемая масса.

Изображение пользователя Ольмер.

Отличный ответ по экуменизму.Заколебали эти страшилками.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Астанайской и Алматинской епархии

    

Контактная информация