- КАЛЕНДАРЬ
- ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
- СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
- БОГОСЛОВИЕ И ВЕРОУЧЕНИЕ
- ПРОПОВЕДЬ
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
- ЦЕРКОВЬ В XXI ВЕКЕ
- ПРАВОСЛАВНОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ
- АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ
- ТАИНСТВА ЦЕРКВИ
- БОГОСЛУЖЕНИЕ
- ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ
- РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ
- СЕКТЫ И ЛЖЕУЧЕНИЯ
- НАУКА И РЕЛИГИЯ
- АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- ОБЩЕСТВО
- СЕМЬЯ
- КУЛЬТУРА
- ССЫЛКИ
Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и приятным Евангелие.Игнатий Брянчанинов |
Слово в Прощеное воскресенье
01.03.2009
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Настало время, дорогие братья и сестры, когда Святая Церковь вновь призывает нас к покаянию и спасению. "Постящеся, братия, телесне, постимся и духовно" - есть такие слова в одной из великопостных стихир.
Мы привыкли считать пост телесный наиболее важным делом и совершаем его с особым усердием в дни Святой Четыредесятницы, однако телесный пост-это нечто подсобное, способствующее посту духовному, а самое основное - это пост духовный.
Что такое пост? Как надо поститься? В чем заключается духовное пощение?
Святая Церковь с особой заботой и задолго до Святой Четыредесятницы начинает подготавливать нас к духовному посту, предлагая нашему вниманию разные Евангельские примеры. Так, она предлагала нам Евангельское повествование "О Закхее". Очень трогательно было слышать, как этот, малый ростом человек влез на дерево для того, чтобы увидеть Христа Спасителя, Божественного Учителя, грядущего. И Божественный Учитель подошел и сказал: "Закхей, слезь, ибо Мне надлежит быть у тебя в доме" (Лк. 19, 5).
Это пример того, дорогие братья и сестры, что Господь никого не оставляет Своею милостию, если человек желает видеть у себя, в своем доме (а у нас таким домом является наше сердце) Божественного Спасителя и Господа. Так же, как Закхею, и каждому из нас Он скажет: "Мне надлежит быть у тебя в доме".
Далее, в следующий воскресный день, Святая Церковь предлагала нашему вниманию Евангельское повествование "О мытаре и фарисее". Ознакомившись с этим Евангельским примером, нам становится совершенно ясно, что оправданным из храма Божия выходит тот человек, кто с сокрушением и смирением стоит у входа в храм, не считая себя достойным войти в него, кто, подобно мытарю, бил себя в перси и одно только говорил: Боже, милостив буди мне, грешнику! (Лк. 18, 13). И отошел из храма сей оправданным.
А фарисей? Он, кажется, много сказал хорошего. Что он постится два раза в неделю, что он приносит десятину в храм... Но фарисей сказал такие слова: Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие люди или как вот этот мытарь. Вот за это осуждение и за превозношение, за гордыню Господь его и не оправдал.
В следующий воскресный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию очень назидательное повествование "О блудном сыне". Смысл этого повествования заключается в том, что, когда юнейший сын вернулся к своему отцу, после того, как расточил все свое имение, живя блудно, отец принял его с любовью в свои объятия. Он дал ему самые лучшие одежды и обувь, надел на его палец драгоценный перстень и устроил пир, радуясь возвращению сына. Но это было, дорогие братья и сестры, возвращение с покаянием, ибо этот, меньший сын сказал: "Пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против Неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих" (Лк. 15, 18, 19). Здесь, в этой притче, показано, что Господь любвеобильно раскрывает Свои объятия всем, кто искренне раскаивается и приходит с покаянием к своему Небесному Отцу.
Это все такие глубокие, назидательные примеры. И еще Евангельское повествование, которое мы слышали сегодня. О чем в нем говорится? О всепрощении, о прощении прегрешений: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14).
Мы собираемся в прощеный день в святые храмы для того, чтобы испросить друг у друга прощения в наших согрешениях и нанесенных друг другу обидах.
Нужно обратить внимание на ту молитву, которую дал нам Господь Иисус Христос и которая всем нам очень хорошо знакома. Это молитва "Отче наш". Ведь что там сказано? Какими словами молимся мы? "И остави нам долги наша,- просим мы,- как и мы оставляем должником нашим". К таким мыслям и зовет нас Святая Церковь и желает она, чтобы мы взошли на высоту духовного совершенства. Но так ли бывает у нас в жизни, дорогие братья и сестры?
В Святом Евангелии сказано о том, как надо поститься. "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, - говорит Господь, - что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6, 16-18). Вот такие слова есть в Святом Евангелии о том, как надо поститься.
Сказано также в Святом Евангелии о молитве, о том, как надо молиться. "Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно". И Господь в той же, 6-й главе Евангелия от Матфея преподает пример, как надо молиться: молитву "Отче наш". И Он говорит, что не будьте многоглаголивы, как язычники, а молитесь так: "Отче наш, Иже еси на небесех! да святится Имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим..." (Мф. 6, 9-12).
Вот на эти слова хочу обратить ваше внимание: "И да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли". Эти слова, несомненно, имеют; дорогие братья и сестры, глубокое значение. Есть очень много святоотеческих творений, которые говорят и учат тому, как жить по воле Божией. Великое дело и признак духовного совершенства, когда человек-христианин воспитывает себя так, что во всех жизненных обстоятельствах, что бы с ним ни случилось, он всегда во всем видит волю Божию. Вот так праведный Иов, как известно вам, когда его постигло несчастье и он лишился всего, сказал: "Господь дал, Господь и взял (как угодно было Господу, так и сделалось), да будет имя Господне благословенно" (Иов. 1, 21). Подобное видение воли Божией во всем происходящем - удел духовно совершенных людей. К этому необходимо стремиться каждому христианину, и каждый человек должен сознавать, что все совершающееся в жизни совершается по воле Божией.
Есть и еще Евангельские указания, очень полезные для каждого из нас. Например, об осуждении. "Не судите, да не судимы будете",-говорит Святое Евангелие. И "каким судом судите, таким будете судимы; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф. 7, 1, 2). Человек, склонный к осуждению ближнего, в Святом Евангелии называется лицемером: "Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего" (Мф. 7, 5). К сожалению, эта привычка осуждать иногда превращается в порок.
Мы часто любим судить и осуждать нашего ближнего. Как избавиться от этого? Преподобный Ефрем Сирин молится: "Господи... Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего..." Дорогие братья и сестры, надо научиться видеть свои собственные прегрешения. И таким, как говорят теперь, самоанализом заниматься всегда в продолжение своей жизни, ежедневно. И естественно, тот человек, который увидит свои собственные пороки и грехи, уже не будет в состоянии осуждать своего ближнего.
Зрение прегрешений не во власти только самого человека. Преподобный Ефрем молится, просит, чтобы Господь даровал ему эту способность - зреть свои согрешения. Это не просто. И каждый человек должен трудиться, должен постоянно и всегда совершенствовать себя духовно. Ведь подумайте, что у нас получается. Человек наделен способностями анализировать, смотреть, разглядывать детально все, что угодно: предметы искусства, все то, что интересует человеческий глаз и человеческий ум. Часто человек в течение продолжительного времени что-то исследует, что-то детально изучает и многое узнает о внешнем мире. Но вот, когда дело касается изучения самого себя, человек почему-то оказывается неспособным. А если он не видит своих собственных грехов, то он даже и не знает, в чем ему каяться.
И поэтому часто он приходит на исповедь и не знает, что говорить перед Крестом и Евангелием. Это оттого, что человек не знает самого себя, не знает своих пороков и не знает своих беззаконий. У такого человека порок осуждения своего ближнего превращается в хронический, и эта душевная язва разрастается все больше и больше и препятствует зрению своих грехов.
Святые отцы учат нас обязательно ежедневно, в какой-то отрезок времени, просматривать свою жизнь и все свои поступки за прошедший день. Обыкновенно очень хорошо и правильно совершать это, когда день уже закончился и когда наступило время отходить ко сну. И вот здесь необходимо спросить себя: что в этот день сделано нами хорошего, а что сделано дурного и порочного? И это надо делать неукоснительно, каждый день.
Вот тогда мы приучимся к духовному самоанализу, приучимся видеть свои согрешения. А если мы будем видеть свои согрешения, то мы, несомненно, не будем осуждать нашего ближнего. "Не судите, - сказал Господь, - да не судимы будете. Имже бо судом судите, судят вам. И в нюже меру мерите, возмерится вам" (Мф. 7, 1, 2). Эти слова никогда не следует забывать.
Есть святые отцы, которые учат следующему: когда ты видишь согрешающего брата, считай его больным. Ибо грех - это тоже болезнь. Говорят они также, что никогда не бывает, чтобы отпускали больного человека без оказания ему помощи. Таким образом, считая согрешающего брата больным духовно, мы прежде всего постараемся помочь ему исправиться.
Итак, мы с вами можем сказанное подытожить. Пост - это обязательное прощение друг другу наших прегрешений. Пост - это сугубая молитва. Пост - это стремление к добродетели. "Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему",- так молится преподобный Ефрем. Очень часто эта молитва читается в дни Великого поста. И читается она не случайно, читается потому, что мы должны ее слова усвоить для себя, для своего собственного руководства. И ею молиться и, благодаря молитве, приобретать добродетели, что также является необходимостью в дни Святой Четыредесятницы.
Вот так и в нынешний день, собравшись в святой храм, мы, дорогие братья и сестры, от всего сердца, искренне простим друг другу прегрешения, забудем всякие обиды, забудем всякие поношения, которые часто бывают у нас в жизни.
И, заканчивая свое слово, я, дорогие братья и сестры, обращаюсь к вам и прошу вас простить мне за совершенное мною словом, делом и помышлением и всеми моими чувствами.
Да укрепит Господь нас всех на постный подвиг, дарует силы для несения великопостных подвигов и молитв. Аминь.
Патриарх Пимен (Извеков)
4 марта 1979 года
»