Если приступаешь к какому-нибудь делу и не видишь в нем соизволения воли Божией, ни в коем случае не делай его.
Антоний Великий
Начал свою работу официальный сайт новообразованной Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии- .На сайте вы найдете информацию о правящем архиерее Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии, храмах, благочиниях и монастырях, новости епархиальной жизни,истории Православия в Северо-Восточном Казахстане-

Старцы благословляют молиться ночью. Почему? Может небо свободно от дневных помех? ( беседа с прот. Дмитрием Смирновым)

P1440150big.jpg

-От времен Христа были заведены ночные предстояния, всенощные, которые, собственно, и сейчас существуют. В монастырях моления проходят ночью. И старцы, с которыми я общаюсь, благословляют молиться ночью, после 12. Мне хочется это понять. Может быть, Бог оказывает предпочтение человеку, который трудится, когда все хотят отдыхать? Или небо свободно от дневных помех? 

-Дело в том, что христианство в древности было распространено исключительно в жарких странах. Там до сих пор люди спят днем. Молиться ночью, когда прохладно, там обычное дело. Потом это было усвоено повсюду. А монастырский уклад вообще таков, что можно вставать в 4-5 утра, ложиться в 8 вечера. В деревне, вместе со скотиной, можно вставать и трудиться, согласно световому дню. А ночью тихо, птички умолкают. Насекомые не жужжат. Ничто не отвлекает. Это верно.

Но молимся мы ночью не потому, что небо свободно. Небо -  внутри нас. А потому, что покой в душе и ничто не мешает. Вот почему совершается ночная молитва, а не потому, что в темное время дня она как-то особенно воспринимается Господом.

-Есть опасение, что после кончины Патриарха Алексия в Церкви будут перемены, будет такое «православие-лайт», как пишет журнал «Фома». И еще вопрос. Почему-то в начале утренних молитв во всех молитвословах говорится: «молитв ради пречистой твоей Матери, преподобных богоносных отец наших». А в конце «преподобных богоносных отец и всех святых наших». Почему такая разница?

-Дело в том, что молитвы составлялись не на компьютере, не созидалась именно такая, симметричная композиция. Даже в Евангелии есть две редакции молитвы "Отче наш".  Может быть, Господь несколько раз о ней говорил, а может быть, апостол один так запомнил, а другой так. Это специально так промыслом Божьим было устроено, чтоб люди не застревали на мелочи. Словам в христианстве и всяким формулировкам не придается самодовлеющего значения. Это все либо магия, либо фарисейство, либо наделение обряда самого, как такового магической силой, что является грехом. Молитва  - вещь свободная. Поэтому здесь так вот, а здесь этак. И что такого? Да ничего. Смысл-то не меняется.

Теперь по поводу, есть ли опасения? Ну, во-первых, многие люди, по своей такой падшей природе, выше среднего склонны ко всяким подозрениям, фобиям. Церковная политика будет меняться? Ну, безусловно, а как же? Вообще, если сравнить сегодняшнюю церковную политику, с политикой двадцатилетней давности, она изменилась радикально. Если сравнить политику сегодняшнюю и десятилетней давности, она тоже очень изменилась. И вообще-то она постоянно меняется. Причем, год от года, но меняется плавно. Потому что Церковь - организм консервативный, Церковью управляют люди не юные, склонные к порывистым решениям, но умудренные опытом. Поэтому каких-то резких, крутых изменений вряд ли стоит ожидать. Политика патриарха Тихона была одна, Петра митрополита Крутицкого, местоблюстителя - другая. Во времена патриарха Сергия - третья. Алексия I - четвертая, а Пимена - пятая. А Святейшего Алексия II- шестая. Нормальное дело. А что? Внутренняя политика государства меняется, а Церковь, что, не будет меняться? так и будем дуболомно переть, как по рельсам? Даже за время 19-летнего патриаршества Святейшего Алексия очень много изменилось. Вы можете почитать его Послания, которые он ежегодно направлял своим клирикам и пастве. По ним можно проследить, как менялась церковная политика. Поэтому не извольте беспокоиться. Глава Церкви  - Господь наш Иисус Христос. Поэтому врата адовы ее не одолеют.

-На радиостанции "Свобода" было несколько передач, посвященных памяти Святейшего Патриарха Алексия II. Люди, которые имели счастье хоть немного общаться со Святейшим Патриархом, даже и считавшие себя неверующими, все как один отзывались о нем очень хорошо. А вот обычные православные, никогда близко не знавшие Святейшего, возводили какие-то надуманные обвинения. Почему так бывает?

-Православные друг другу рознь. Берия был крещеный. Ленин был крещеный, Сталин был крещеный. И этот список можно продолжать, понимаете?  Что такое православный? Это, вообще-то, Бог может определить. Есть такие люди, которые себя позиционируют как православные, а на самом деле - волки в овечьей шкуре. Про них Христос говорил, и святые апостолы записали в Евангелии слова: "Они вышли из нас, но никогда нашими не были". Есть люди, которых можно оспаривать, просвещать. Всякие мнения имеют место быть, и по теперешним временам  каждый человек вправе высказываться.

А радио "Свобода" существует на деньги Центрального разведывательного управления США. За что ЦРУ готово платить деньги? Только за подрывную деятельность. Поэтому и люди там подбираются определенные. Иногда, для того, чтобы создать имидж объективности, кого-то поприличней зовут. Вот там такой трудится Яшка Кротов. Он–то про себя говорит, что священник. А откуда? Где он получил сан? Ему даже стыдно сказать, от какого человека. Потому что это человек, отлученный от Церкви. Яшке очень хотелось быть священником. И он поступил по Евангелию. Сказано: «Кто не входит в дверь, а прелазит инуде, тот вор и разбойник». То есть, он пришел к открытым вратам Московской Патриархии, ему отказали в посвящении. Он перелез через забор, нашел какого-то раскольника, совершенно неприличного человека - в эти Святые дни даже не хочется его имя называть - и тот его «посвятил». То есть он понимает, что он жульнически это все сделал и на самом деле не является никаким священником. Понимаете, даже у нас в стране не нашлось иуды,  так вот нашли самозванца, ряженого Яшку. Он человек с высшим образованием. Журналист, очень разносторонний, развитый. Но он не священник, а жулик. Его  на "Свободу" приглашают. И он там из себя изображает такого вот  либерала, и прочее.

С другой стороны, что тут делать? Пусть говорят. Как в известном анекдоте - «Нехае колывещут». Нам даже интересно, что в определенных кругах думают, на том берегу Атлантического океана, ну и Тихого, в том числе. Что здесь нам по-русски рассказывают. И очень даже легко определить: что они хвалят - на 90% барахло. То, что они критикуют -  это золото. Редко что-то нейтральное прозвучит. Поэтому вполне легко ориентироваться.

-У меня два вопроса. На утреннем правиле я молюсь за всех детей, за своих близких, в общем, семь раз читаю молитву Пресвятой Богородице, и потом молитвенное призывание святого я тоже произношу от имени всех своих детей. Можно так читать? Или же есть другие действенные молитвы, чтобы мне можно было только за себя читать? И второй вопрос - можно ли в пост грызть семечки?

-Ну, если зубов не жалко, то можно. А так лучше, конечно, не грызть, а избирать какой-то другой способ лущения этих полезных семян. А так это вполне постная пища.

Теперь по поводу других молитв. Никаких особенно сильных текстов не существует. Силу молитве придают две вещи - милостыня и пост. Если мы воздерживаемся от всех видов греха, и если творим милостыню, необязательно нищим подаем, а вообще всем и всегда. Начиная с того, чтобы место уступить. Кончая тем, чтобы нуждающимся денег дать. Вот эти две вещи делают молитву сильной. А не семь раз, восемь, шестнадцать - это не играет никакой роли. Только работа сердца в молитве делает ее приятной Богу. Только качества самого человека, его смирение, кротость, вот такие вещи.

-Почему именно митрополита Кирилла, вопреки  Канонам Церкви  о том, что старейший должен возглавлять, избрали  временно исполняющим обязанности Патриарха?

-Мы с вами отстали от жизни. Устав церкви уже поменялся. Такая была норма, когда я учился в семинарии. Мы проходили, что Местоблюстителем становится старейший по хиротонии. С тех пор прошло уже много-много лет. И эта норма изменилась. Теперь Местоблюстителя избирают из своей среды члены Священного Синода, тайным голосованием. Вы, не зная современных норм церковного права, уже заранее обвиняете в нарушении канонов. Вот поэтому русская пословица говорит: «Не говори гоп, не перепрыгнув через овражек». Вот, поэтому прежде, чем высказывать обвинения, нужно сначала ознакомиться с действующими правилами.

-У меня большая просьба - расскажите в память о Патриархе о какой-нибудь встрече, которая в свое время оставила впечатление у Вас. И еще вопрос. Кто был духовником Патриарха?

-Духовником был архимандрит Кирилл. Встречи со Святейшим бывали, помимо регулярных богослужений, в которых я имел счастье участвовать, в разных Храмах, но чаще всего в Кремле. Конечно, бывали личные встречи и по работе отдела Московского Патриархата, который я возглавляю, и по другим поводам. И все эти встречи очень памятны. Как  величайшая драгоценность, они хранятся в моем сердце. Это было общение с великим человеком необычайной доброты, любви, ума, благородства, образования. Все  эти качества в нем присутствовали в превосходной  степени. Кто приходил к Святейшему Патриарху, всегда благоговели перед ним. Но в то же время он держался всегда так просто, чувствовалось, что вот он, твой отец. И я к нему тоже испытывал такие же чувства, как к родному отцу. Когда я думаю о своем покойном отце, у меня возникает такое теплое чувство. Вот также и со Святейшим Патриархом. Вспоминаю его улыбку, как он руку держал, его жесты. Эти штрихи сливаются в единый образ. Он всегда был ровен, деликатен,  очень внимателен. Участлив к человеку. Всегда такое впечатление производил, что он остерегался даже чем-то человека обеспокоить. Или как теперь говорят, напрячь. В нем была удивительная христианская деликатность. Может быть, природная, может быть, от воспитания его родителями, а может быть -  уже благоприобретенная. Мне трудно об этом судить. Он мне и по возрасту в отцы годился.

-По радиопрограмме "Маяк" было сказано, что лицо у Патриарха Алексия было покрыто тканью. А почему?

-Когда отпевают священнослужителей, всегда накрывают голову платом или воздухом, которым покрывают Святые Дары во время евхаристии. Потому что священник есть свершитель Тайн Божьих. Меня будут отпевать  и тоже, я надеюсь, лицо платом накроют. Такой в Церкви древний обычай.

-Кому принадлежит вот эта фраза:  « Любите врагов своих, ненавидьте врагов Церкви ...

-…и гнушайтесь врагами Отечества». Святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому. Он 49 лет был главой Церкви. Святитель Филарет был величайший мудрец. Способности его ума использовал даже император Александр II, когда потребовалось составить манифест "Об освобождении крестьян".  Этот текст написал митрополит Филарет. От него осталось несколько томов проповедей и резолюций, которыми он украшал прошения, поступавшие к нему. Они исполнены  удивительной мудрости.

-Как правильно подавать записки за усопшего Патриарха?

-Ну, я не знаю, тут трудно как-то написать неправильно. Но думаю, что если Вы напишете неправильно, тот, кто будет читать эту записку, обязательно разберется. Главная задача, чтобы было из текста ясно, о ком Вы хотите молиться. Есть такое разделение условное. Одни пишут « о здравии», другие «за упокой». Хотя иногда и людям надо молиться не о здравии, а больше о спасении души. Поэтому, строго говоря, и это неправильно. А «за упокой» - всегда правильно. Потому что молятся о упокоении души и о том, чтобы Господь очистил грехи этого человека. Я думаю, даже если просто написать «Алексия», и Вы будете в душе знать, кого Вы имеете в виду, то Господь и эту молитву примет. Даже если Вы будете просто молиться в своем сердце, поминая усопшего Святейшего Патриарха -  эта молитва придет к Престолу Божьему, так же, как и та, которая будет подана в Алтарь.

-У меня личный вопрос. Есть родственница, и у нее умер отец. Осталась квартира. У нее шесть детей, а он жил с женщиной, которая не имеет права на эту квартиру. Эта сожительница мою знакомую шантажирует, требует от нее части жилплощади, и та  уже в сомнениях, не знает, как поступить. Я хотела услышать Ваше мнение.

-Есть правило о наследстве. Если нет завещания, оно на любовниц не распространяется. Понятно, что любому человеку, кроме так уж хорошо воспитанных, всегда хочется хапнуть то, что не принадлежит ему. Я бы посоветовал с этой дамой просто прекратить общение. Тогда прекратится и шантаж. Можно будет спокойно подавать соответствующие документы. И даже вступить в наследство уже фактически. То есть приехать и начать заниматься этим имуществом. Как ближайшие родственники, наследники имеют полное право.

-У меня плохое зрение, миопия. Из-за моего состояния здоровья, может быть, из-за характера, трудно найти невесту. То мне кто-то не нравится, то я не понравлюсь. Я воцерковлен, но у меня были такие случаи, когда мне после таинства даже хуже становилось. Вот подскажите, как жить, чтобы не впадать в уныние.

-Ну, сразу три темы в одном вопросе. То я не нравлюсь, то мне не нравится. Значит, есть проблема с женитьбой. Но вообще-то у нас в России самая главная проблема с женихами. Поэтому в общем, если Вы себя как-то обозначите в пространстве, я думаю, что найдутся невесты. Многие готовы даже выйти замуж за людей, которые приходят из тюрьмы. А Ваше заболевание  - не такая уж страшная, катастрофическая вещь.

Теперь по поводу унынья. Если оно носит болезненный характер, то здесь может помочь лекарство. Но я бы вам посоветовал проконсультироваться со специалистом - невропатологом, психоневрологом, психиатром. Сейчас существуют разные виды терапии, которые вам  за две недели могут помочь. Врач определит, какая Вам нужна медикаментозная помощь. Если уныние - страсть сердца, то тут, конечно, нужно посоветовать исповедь, частое причащение, обязательно хотя бы раз в году пособороваться. Ну, и конечно, просить у Бога, чтобы он этот дух уныния отогнал.

-Ушел из жизни Патриарх Алексий, и кажется, что Россия осиротела. Что должно быть сделано ради того, чтобы память о нем была не только на словах, но и созидательная, в делах?

-Надо сохранить наследие Святейшего Патриарха. С его именем связано открытие сотен монастырей, рукоположение в сан сотен священников лично им освящено более 200 храмов лично. Наш Святейший Патриарх за свою жизнь, надо сказать, немаленькую, совершил столько, сколько ни один иерарх за всю историю Церкви. Господь нам велел дерево судить по плодам. И вот если собрать все плоды, которые Святейший Патриарх в своей жизни принес на алтарь Церкви и Отечеству, это будет такая гора, с которой ничто не сравнится. Казалось бы, человек был уже не юный, но он совершил нечто, что и молодому не под силу. Это превышает всякие человеческие разумения. Показывает, что с ним был Бог, потому что иначе это просто необъяснимо.

Как это сохранить? Вы знаете, это в некотором смысле не нашего ума дело. Такие великие люди не изглаживаются из памяти Церкви. Его имя вписано в историю Церкви и нашего государства бриллиантовыми буквами. После него осталось огромное количество его печатных трудов, количество кинофотодокументов, просто тома. Мы служили над ним, усопшим, заупокойную службу. И вот, мы служим - а народ идет.  Несут маленьких детей, идут очень пожилые люди, под 90. Все сословия - от самых, так сказать, высших эшелонов власти и кончая самыми простыми мирянами, которые 10 часов в очереди отстояли. Понимаете, это же не просто так - человека поднять в такой сыроватый вечер, чтобы он куда-то пошел, стоял часами для того, чтобы в течение 30 секунд пройти мимо гроба. Разве найдется еще в России такой человек, которого бы так почитали? Ну, хоть самый великий артист, министр, президент? Нет, не найдется. Поэтому как забыть? Можно сравнить, когда привозили мощи целителя Пантелеимона. То есть, его проводы в Царство Божье всем народом совершаются так, как будто перед нами уже признанный Церковью святой человек. Вот мы с вами умрем, но мы такому не сподобимся. И это же людей никто не заставлял, не собирал, не приказывал. Люди шли по зову сердца - это значит, сколько же добра в людях он пробудил! Своей деятельностью, своим образом. Все, кто знаком был с Патриархом -  я многих таких светских людей знаю -  говорили с благоговением: «Я повидал Патриарха». Сам я в основном с генералами общаюсь, и в его присутствии они были как дети, как мальчишки, они были счастливы, у них глаза горели, что Патриарх их обласкал, благословил, кому -то что-то подарил. Это для них как драгоценнейшая святыня, хотя люди с оружием дело имеют, и их слову десятки тысяч повинуются. А вот перед Патриархом они все как зайчики. Потому что чувствуют величие этого человека, обаяние его личности, его сана. Его такой любви, которую нигде не встречали раньше - ни на службе, ни в семье. Святейший Патриарх являл настоящую христианскую любовь. Он был удивительный в этом смысле миссионер, людям было достаточно просто на него смотреть. Поэтому не надо беспокоиться о том, чтобы сохранить его память. Многие люди пытались сохранить память о себе. Помните, у нас был метрополитен имени Лазаря Моисеевича Кагановича. Ну, и где этот Каганович? Кто помнит из россиян, где он вообще похоронен? Только помнят, что храм Христа Спасителя он лично взорвал. Ручку поворачивал. И все прошло, и нет, и даже метрополитена нет имени его. Еще и лысый был, пройдет время  - эту тварь зароют на помойке, и его имя изгладится из памяти людской. В учебнике будет написано, что вот жил такой злодей, будут в том же параграфе, где и Гитлер, его рассматривать. Так что-что, а уж светлейшая память Патриарха Алексия, я думаю, никогда не изгладится из истории.

-По телевизору показали сюжет, как представители разных вероисповеданий, конфессий высказывали свое мнение об усопшем Патриархе. И меня это  смутило. Даже расстроилась немножко. Как будто реклама какая-то была. Может быть, я неправильно что-то поняла?

-Вы какая-то чудная. Вот вы поймите -  что такое журналист? Это человек, создающий сюжет, который будет многим интересен. Это же интересный факт, что умер глава  Церкви, а разные люди,  далекие от Церкви, они все равно, несмотря на все свои разности, выражают почтение Святейшему Патриарху. Ну, понятно, журналист не думал, что это им какая-то реклама. Да и какая им в этом реклама? Ну, кто может конкурировать с Церковью? Сектантство  появляется там, где нет Церкви. Оно у нас распространилось очень быстро в 90-е годы, потому что церквей  еще было мало. А сейчас, что может секта предложить взамен православию? Просто смешно. Я вот помню,  служил еще в Алтуфьевском храме. Приходила такая хорошенькая девушка, глазки голубенькие, волосики беленькие. Я смотрю, ходит в храм, а не крестится. Потом ко мне подошла: можно мне с вами поговорить? Я говорю: пожалуйста. Думаю, уже заинтересовалась. Спрашиваю: а Вы кто будете? Она говорит - адвентистка седьмого дня. Но вижу, что Вы человек верующий. Хочу вас пригласить к нам. Может быть, вы познаете истинную веру. Отвечаю ей: смотри. Я старше тебя в два раза. А ты хочешь, чтобы я из православной Церкви ушел в ваш, так сказать, обрубок, тупик. Что может адвентизм мне, православному попу, предложить? Хочешь, я тебе дам книжечку почитать? Она  - давайте. И дал ей брошюру Алексея Степановича Хомякова о Церкви. Она прочла и говорит: у нас такого уровня литературы нет. Я говорю: ну, вот видишь. А это вообще мирянин. Он даже не был священником. А если бы тебе почитать Исаака Сирина? Она, увидев, что я верующий человек, решила меня обратить в истинное учение адвентистов седьмого дня, которому всего сто лет от роду. Но она даже историю своей секты не знала. Мне пришлось  ей кое-чего подрассказать.  И поэтому, какая тут может быть конкуренция, если у нас миряне, как Хомяков пишут о Церкви произведения высочайшего, глубочайшего уровня богословия!

Вы знаете, мне звонили и мусульмане, и иудеи, и выражали свое соболезнование в связи с кончиной Патриарха Алексия. А один иудей  даже сказал: вот, такой молитвенник почил в Боге. Понимаете, он же разбирается, он сам молится Богу! И вот засвидетельствовал. Знаете, это дорогого стоит. Когда человек - христианин прожил такую жизнь, что ним склоняют головы даже представители других религий. Не просто пишут официальное письмо, а именно от сердца. Чувствуют величие, благородство такую  духовную высоту, личность настоящего христианина. Вот это очень важно. Поэтому зря Вы смущаетесь.

-Я слышала от людей, которые лично были знакомы с Патриархом Алексием, что это был святой человек. Он столько сделал для нашей Церкви, для нашего народа! Скажите, пожалуйста, наверное, когда-нибудь встанет вопрос о его канонизации? И если встанет, то когда примерно?

-Понимаете, какое дело. Это совершенно неважно. Придет время - и Церковь как-то осознает это, и будут молиться Патриарху, обращаться за его помощью. На его могиле в Елоховском соборе будут чудеса совершаться по молитвам к нему. Это станет заметно. Вот как блаженная Ксения или блаженная Матрона. Это не то, что взяли, канонизировали - и народ пошел. Нет, сначала идет народ, а потом уже происходит канонизация.  Происходит фиксация прославления самим народом. Начало этой канонизации  вот сейчас идет, понимаете? Народ свидетельствует о величии христианского духа этого человека. Потому что начало прославления человека - это его отпевание. Что такое отпевание? Вы почитайте текст. Это же прославление жизни усопшего христианина, особенно отпевание священников. Вы почитайте этот текст. Возьмите в церкви Требник или попросите у кого-нибудь на время.  А можете купить себе, Требник - очень хорошая и полезная книга, чтобы не только со слуха  воспринимать таинство там соборования или крещения, или венчания, когда будете участвовать, а будете по тексту следить, о чем там батюшки и дьяконы молятся, будете глубже воспринимать. - Кто раздает быть - одному Авелем, другому Каином, одному Яковом, другому там Исавом? Наука говорит - генетика. Народ - так на роду написано. А что говорит Церковь? Что-то нигде не найду.

-Здесь участвует много вещей. Гены - безусловно. Ну, а то, что на роду написано - это не так. Бог хочет всех спасти. Но человек сам выбирает, поступать по своим страстям или по совести. Участвуют в этом и обстоятельства жизни. Поэтому с сироты один спрос. А с человека, который вырос в профессорской семье - другой. А если этот профессор был псих, то третий. Это очень все важно для каждого человека. Но все-таки последний выбор человек делает сам. Не то, что у Каина было на роду убить Авеля. Ничего подобного. Если бы Каин  Авелю не позавидовал, то и этого убийства и не произошло бы  в первом поколении жителей Земли. Может быть, случилось бы много позже. Поэтому тут человек сам ответственен. А если сказать, - на роду написано, тогда зачем в тюрьму сажать? Убил, а это у него на роду написано. Так он, значит, и не виноват. Нет, вина человека всегда присутствует. А вот условия воспитания и генетика - это смягчающие вину обстоятельства.

-Я скорблю со всеми православными людьми о смерти Его Святейшества. И хотел бы Вас, батюшка, спросить. Несмотря на это печальное событие, наши средства массовой информации, особенно телевидение и радио, нисколько не урезали своих развлекательных и всяких непотребных программ. Неужели нельзя было решить этот вопрос? Слов не находится от возмущения. Ушел такой человек! А вся эта грязь по телевидению как шла, так и идет все время.

-А Вы подайте на них в суд. У нас есть статья  в Уголовном кодексе «Оскорбление чувств верующих, возбуждение религиозной вражды. И будем надеяться, выиграете. И тогда в другой раз им будет неповадно. Ведь сам президент издал Указ, где рекомендовал все увеселительные передачи отменить! Президент свое дело сделал. А остальное - дело совести и вкуса этих безобразных людей, которые  определяют политику нашего телевидения. Так что я Вам советую - займитесь. Ну, что толку в эфире выражать  сомнения? Вы делом докажите. А еще лучше - чтобы собралась группа людей, потому что давно пора как-то с этим разбираться. Если мы, народ, сами не встанем на защиту своего эфира -  никто нам не поможет. У нас  в стране нет органа, который бы это регулировал. Мы должны сами. Можно, даже могу подсказать идею, как это сделать. Собрать человек пять тысяч перед началом сессии Государственной Думы. И депутатам сказать: мы вас пропустим туда, внутрь, только тогда, когда вы сейчас все здесь обязуетесь, чтобы всякую мерзость по телевизору не показывали, ни нам, ни нашим детям. Тогда мы вас запустим. Вот и все. И никто не сможет вас разогнать. Это же элементарно. И очень демократический способ. Без драки, без всяких дурацких там факельных шествий. Все очень демократично. Там  удобное место есть, где обычно машины паркуются. Придти заранее, занять это место. И моментально вопрос будет решен. Не заметить это будет невозможно. А пять тысяч человек для Москвы  -  это вообще ерунда. Можно на одних мобильниках, с помощью СМС, собрать  такую толпу народа. А с помощью компьютера вообще народ подтянется, и с Урала, и откуда хочешь, потому что телевизор-то общий.

Всего вам доброго. Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего, Святейшего Патриарха Алексия. Царствие ему небесное и вечный покой. Аминь.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии
Митрополичьего округа в Республике Казахстан


Контактная информация