Библиотека Книги В Казахстане Полемика Православное зарубежье
Календарь Видео Новости епархии Аналитическое обозрение Семья
Аудио-лекции Церковь и общество Интервью / Мнение ПРОШУ МОЛИТВ

Доклад Главы Казахстанского Митрополичьего Округа Митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия на региональной конференции

Доклад Главы Казахстанского Митрополичьего Округа Митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия на региональной конференции "Партнерские взаимоотношения власти и религии - важный фактор в сохранении мира, согласия и воспитании патриотизма", г. Павлодар, 28 апреля 2006 г.

Уважаемый аким Павлодарской области Кайрат Айтмухамбетович Нурпеисов!

Уважаемый Главный Муфтий Казахстана Абсаттар кажи Дербисали!

Уважаемое высокое собрание!

В эти радостные пасхальные дни мы встретились для того, чтобы обсудить столь важную проблему, как взаимоотношения власти и религии в деле укрепления мира и согласия на нашей земле.
Замечательно, что местом таких встреч все чаше становятся региональные центры, в чем-то, даже, опережая столицу.

Не будет преувеличением сказать, что политические, экономические и социальные преобразования конца XX столетия, произошедшие на территории бывшего СССР, изменили лицо мира.
Республики Союза обрели независимость и для них, всех без исключения, начался трудный и, во многом, болезненный процесс государственного строительства.

Церковь, заботясь о земном своем Отечестве, не без опасений всматривалась в происходящее. Дело в том, что в то время формировалась и обретала реальную власть новая политическая элита и ответы на многие вопросы были далеко не так ясны, как кто-то, может быть, считал.

Каким путем пойдут экономические и социальные реформы? Какие приоритеты будут обозначены во внешней и внутренней политике? Какие идеи смогут консолидировать общество? Какая, наконец, модель отношений между государством и Церковью будет выбрана? Последняя проблема, замечу, значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Речь шла, фактически, о том, как и в интересах чего власть сможет использовать духовный потенциал, носителями которого являются верующие.

Время реформ в нашей стране совпало с процессом, который иногда называют "религиозным возрождением". Я же полагаю, что нужно говорить о возвращении к некоей норме человеческого существования. Человек - существо религиозное и, стало быть, возвращение в храм, в мечеть - возвращение к такому положению дел, каким оно должно быть. Но Церковь совершает свое служение не в безвоздушном пространстве, а в пространстве реального государства и вопрос о том, как будут складываться эти отношения, - более чем актуален. История этих отношений знает период удушающих объятий со стороны государства в дореволюционной России. С другой стороны, еще свежа в памяти политика атеистического государства. Перед глазами у нас и опыт западных государств, где религия объявлена "частным делом", а де-факто изгнана из всех сфер жизни.

Исторически наиболее удачной формой церковно-государственных отношений можно считать так называемую "симфонию" (от греч. "согласие"), когда Церковь и государство живут и развиваются в полном согласии между собой, друг другу помогая и не упраздняя свободы и самостоятельности каждого в отдельности. Это явление гораздо глубже, чем принцип "свободная Церковь в свободном государстве", провозглашенный в современном мире, так как предполагает не пассивное "сосуществование", но сотрудничество, предполагает партнерские отношения.

Возьму на себя смелость заявить, что государственная власть Республики Казахстан в лице Президента и Мажилиса целенаправленно предпринимала все возможное для того, чтобы у нас сложились именно симфоничные отношения. Уже в феврале 1992 года в республике был принят и вступил в силу новый Закон "О свободе вероисповеданий и религиозных объединениях". В его разработке принимали активное участие представители всех конфессий, а сам он стал надежным гарантом прав и свобод верующих. Ежегодно, с 1992 года, в Казахстане проводится Международный Конгресс Духовного Согласия, практической целью которого стало объединение усилий верующих и создание фундамента для плодотворного сотрудничества в деле укрепления межнационального и межконфессионального мира. Кроме того, интересы религиозных общин широко представлены их членами в Ассамблее народов Казахстана. И, конечно же, особого упоминания заслуживает проведенный в сентябре 2003 года в Астане Съезд мировых и традиционно-национальных религий. Отрадно, что этот добрый почин получил свое продолжение и уже на сентябрь текущего года запланировано проведение II Съезда.

Дело, думаю, не в политических технологиях, а в ясном понимании национального интереса. Веками на нашей земле вместе жили и трудились сыны и дочери разных народов.

Здесь складывались крепкие культурные и хозяйственные связи, способствовавшие взаимному обогащению и процветанию. Такое стало возможно благодаря прекрасной черте национального характера казахского народа - неподверженности ксенофобии, а наоборот - уважительному отношению к людям иных национальностей, вероисповеданий и культур. Ушедший в историю XX век со всей очевидностью обнаружил эту прекрасную духовную и высоконравственную черту казахов. Достаточно вспомнить, что они, перед лицом собственной смертельной опасности, с высоким человеческим достоинством приняли на земле своих предков многие сотни тысяч гонимых из родных мест и предоставили им возможность сохранить язык, традиции, культуру и религию. В свою очередь, с благодарностью принимая этот высокий духовный закон, народы, обретшие на земле казахов свою вторую родину, с любовью принимали его как основополагающий закон общежития в своем новом отечестве. В нашем историческом опыте, опыте многонационального государства, залог межнационального и межкультурного согласия, залог устроения жизни на основе взаимоуважения.

К великому сожалению, иногда люди пытаются исказить основополагающие религиозные заповеди любви и добра, данные Богом. Мы видим, как, прикрываясь маской религиозности, некоторые духовно опустошенные личности, для воплощения своих политических замыслов стараются разжечь пожар межнациональных и межрелигиозных конфликтов, используя для этого подвергнутых духовной слепоте своих последователей. И те, искаженно восприняв сущность религии, совершают беспрецедентные злодеяния, оскорбляя, таким образом, величие Божие. Значит, нужно с раннего возраста делать прививки от таких болезней, как религиозный фанатизм, экстремизм или ксенофобия. Чтобы крепла, становилась осознанной веротерпимость и искреннее уважение религиозных чувств сограждан. Чтобы в наших краях злонамеренные попытки столкнуть в противостоянии людей разных вероисповеданий не нашли никакого отклика. Чтобы было понятно раз и навсегда, что терроризм от имени религии есть антирелигиозная деятельность.

Всякая власть от Бога! Должно быть, всем знаком этот библейский принцип, сегодня вошедший едва ли не во все сборники крылатых слов и выражений. Опыт ХХ столетия, казалось бы, вложил в него исключительно страдательный смысл, но в восприятии верующих он звучит как радостная весть! Весть о том, что религия и власть могут быть соработниками на пути к благоденствию и процветанию своего народа. Дорога, пройденная за годы реформ, подтверждает это. Мы вместе шли к диалогу и взаимопониманию, вместе принимали сложные решения, вместе переживали трудности и вместе радовались успехам. У нас есть общая цель - благоденствие и процветание родной страны. Мы идем путем мира и духовного согласия. Наконец, именно в наших партнерских отношениях гарантия того, что социальная сфера, политика и экономика будут ориентированы на построение и развитие свободного, справедливого и богатого во всех смыслах общества.


Официальный сайт Павлодарского благочиннического округа
Астанайской и Алматинской епархии

    

Контактная информация