Иное - скука и иное - томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче ему было бы уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него раждается всякое зло (Варс. Отв. 73, 500).
Преп. Серафим Саровский

Не ищите «особых» молитв!

ispoved.jpg

Мы продолжаем разговор о суевериях и предрассудках, которыми так насыщена околоцерковная среда и которые порой затмевают истинную веру в сознании людей, искренне считающих себя православными. Пожалуй, самые популярные народные верования связаны со страхом перед «сглазом», «порчей» и «родовым проклятием». О них и пойдет сегодня речь.

«Говорят, есть особая молитва, которую знают только в монастыре и которая сглаз и порчу снимает»,— с просьбой раздобыть эту молитву ко мне обратилась моя знакомая, тоже журналист, работающая в светском издании, православная и интересующаяся жизнью Церкви. Казалось бы, у любого здравомыслящего человека рассуждения о сглазе и порче должны вызвать улыбку, однако когда люди (между прочим, с высшим образованием) спрашивают об этом вполне серьезно, тут уж становится не до смеха.

С этим вопросом я и отправилась к настоятелю Свято-Никольского монастыря города Саратова иеромонаху Никону (Полякову). Как выяснилось, священникам довольно часто приходится отвечать на подобные «простые» вопросы. Бывает, приходят люди на исповедь и прямо заявляют: «меня сглазили или испортили», объясняя это тем, что жизнь не складывается, в семье все плохо, муж пьет, дети от рук отбились, с работы уволили, и даже кошка сдохла. При этом нередко называют даже имена «виновников» происходящего:

— Получается,— объясняет отец Никон,— что человек свою проблему перекладывает на кого-то другого. Причем бес ему явно подсказывает, на кого конкретно. То есть мало того, что человек свою вину не осознал, так он еще и на другого это всё переложил. И подсознательно начал уже на этого человека злобиться.

Такие вопросы — про сглаз и порчу — очень огорчают священника. Потому что тем самым человек, подошедший к аналою с Крестом и Евангелием, обнаруживает полное непонимание духовной жизни, незнание Писания.

— Такие люди живут в плену своих суеверий и заблуждений,— считает отец Никон.— Они, безусловно, уверовали, но во что-то свое. И продолжают жить своей жизнью, не пытаясь познать истину. А ведь если мы просто посмотрим внутрь себя, прислушаемся к своей совести, то увидим, что наши проблемы, которые возникают, связаны только с нами, и виноваты во всех трудностях только мы. И тут, конечно, без помощи священника не обойтись. Именно он должен рассказать о той невидимой брани, которую ведет каждый человек.

Не менее остро, чем вопрос снятия «сглаза» и «порчи», стоит проблема избавления от «родового проклятья». Тут уже одной молитвы, даже самой «сильной», будет недостаточно, и людям советуют отправиться в крестный ход. Обязательно многодневный. Пройдешь 300 километров, и простятся тебе грехи «до седьмого колена».

— И сразу в рай попадешь?— улыбается отец Никон.

И уже серьезно добавляет:

— Символическое действие не освобождает человека от греха. Сейчас почему-то люди забывают Священное Писание. Они заняты каким-то механическим решением проблем, и вместо того, чтобы исправить свое сердце, самого себя, заменяют это внешней обрядовостью и успокаиваются на этом. Как хорошо — пошел в крестный ход и всё, нет грехов. И не задумываются при этом, что крестный ход по-разному можно пройти.

Вообще, по мнению отца Никона, наши люди часто впадают из одной крайности в другую: либо полностью рассчитывают на себя, забывая о Боге, либо уповают на Него до полного иждивения — ничего не буду делать, как Господь управит.

— На мой взгляд, нужно выбрать какую-то середину: с одной стороны, человек должен понимать, что ему необходимо трудиться для исправления своей души по мере сил и возможностей, данных ему от Бога, а с другой стороны, понимать, что все его усилия достигают желаемого лишь по воле Божией, лишь когда Господу угодно, в свое время и при определенных обстоятельствах, опять же угодных Богу,— считает отец Никон.

К сожалению, не все прислушиваются к словам священников и продолжают искать средства от «сглаза» и «порчи», а также способ избавиться от «родового проклятия». В этом случае остается только уповать на то, что Господь наставит каждого человека, искреннего в поисках Истины, чтобы тот вовремя увидел свое заблуждение и перестал тратить время на суеверия.

Ольга Новикова

Газета «Православная вера» № 23 (379), 2008 г.

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Обязательно соблюдайте верхний и нижний регистр букв и цифр. Если вы плохо различаете, что изображенно на картинке, обновите страницу для вывода следующего изображения с кодом.

Интернет-журнал
Павлодарской епархии
Контактная информация